Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 8 мая 2007 г. N А36-3368/2006 В иске о признании незаконным и отмене постановления Комитета по экологии и природных ресурсов о назначении административного наказания за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами отказано, поскольку Общество без проектной, разрешительной и иной документации незаконно разместило отходы производства на землях муниципального образования, тем самым нарушило требования законов об отходах производства и потребления, об охране окружающей среды (извлечение)

Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 8 мая 2007 г. N А36-3368/2006
(извлечение)

ГАРАНТ:

См. также определение Федерального арбитражного суда Центрального округа от 8 мая 2007 г. по делу N А36-3368/2006

 

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - от Комитета по экологии и природных ресурсов Липецкой области - З.П.В.начальника правовой службы (дов. от 07.02.2007 N 021, пост.), Л.О.Г. - начальника отдела (дов. от 19.04.2007 N 908, пост.),

рассмотрев кассационную жалобу ОАО "Д" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 15.01.2007 по делу N А36-3368/2006, установил:

Открытое акционерное общество "Д" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением об отмене постановления Комитета по экологии и природных ресурсов Липецкой области (далее - Комитет) от 20.11.2006 N 501 о назначении административного наказания по ст. 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50000 руб.

Решением суда от 15.01.2007 в удовлетворении заявленного требования отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Общество просит решение отменить как принятое с нарушением норм материального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав в судебном заседании представителей Общества и Комитета, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, при проведении Комитетом плановой проверки Общества, установлено, что ОАО "Д" на территории земель муниципального образования - Тихвинского сельского совета Добринского района, в 100 м от д. Б.Плавица произвело свалку отходов: известкового шлама, химикатов неизвестного состава с поврежденной полиэтиленовой упаковкой, маталлолома, автопокрышек, бытовых отходов, чем нарушило требование ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (в ред. от 18.12.2006) "Об охране окружающей среды", ч.ч. 1, 2, 5 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (в ред. от 18.12.2006) "Об отходах производства и потребления".

На основании акта проверки от 13.11.2006 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 13.11.2006.

Постановлением от 20.11.2006 N 501 Общество привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.

Считая указанное постановление незаконным, ОАО "Д" обратилось в арбитражный суд. По мнению заявителя, проверка предприятия Комитетом не входит в его полномочия, так как Общество относится к объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю и результат проверки не может являться основанием для привлечения к административной ответственности.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд, исходя из положений ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также учитывая, что факт нарушения Обществом указанных законов установлен Комитетом и заявителем не оспаривается, обоснованно пришел к выводу о правомерности привлечения ОАО "Д" к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.

Довод Общества о том, постановление от 20.11.2006 N 501 принято Комитетом с превышением полномочий, так как ОАО "Д" относится к объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю и результат проверки не может являться основанием для привлечения к административной ответственности, судом обоснованно не принят.

В соответствии с ч. 2 ст. 65 Федерального закона N 7 от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" Правительством РФ принято Постановление от 29.10.2002 N 777, которым утвержден Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (далее - Перечень). Установлены критерии отнесения объектов к федеральному уровню, не вошедшие в этот перечень объекты относятся к региональному уровню.

До настоящего времени поименный список объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю на территориях субъектов Российской Федерации Правительством не утвержден.

В указанный перечень включены объекты, способствующие трансграничному загрязнению окружающей среды и оказывающие негативное воздействие на окружающую среду в пределах территорий двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе, объекты, имеющие 500 тонн годовых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; объекты, отнесенные законодательством Российской Федерации к категории опасных производственных объектов, на которых производятся, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются вещества, представляющие опасность для окружающей среды.

Суду не представлено доказательств оказания Обществом негативного воздействия на экологию двух и более субъектов Российской Федерации, нахождении в реестре федеральной собственности, следовательно, оно не является предприятием, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю в соответствии с п.п. "б" п. 2 Перечня.

Согласно ч. 1 ст. 1 от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно осуществляют принадлежащие им полномочия.

В силу ст. 6 Закона N 7 субъекты Российской Федерации наделены полномочиями осуществлять государственный экологический контроль на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории субъекта РФ, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

В соответствии со ст. 6 Закона Липецкой области от 08.01.2003 N 33-ОЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 33-ОЗ) к полномочиям комитета экологии администрации области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся: реализация основных направлений охраны окружающей среды; разработка и контроль за осуществлением межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности; участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды; взаимодействие с органами местного самоуправления, осуществляющими управление в области охраны окружающей среды и муниципальный экологический контроль; осуществление государственного экологического контроля за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территории области, за исключением объектов, подлежащих федеральному экологическому контролю; согласование планов снижения выбросов и сбросов вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду и установление сроков поэтапного достижения предельно допустимых выбросов и сбросов веществ в порядке, предусмотренном федеральным законодательством; привлечение виновных лиц к административной ответственности; предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды; рассмотрение дел об административных правонарушениях; применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, в том числе в виде временного запрета деятельности в соответствии с федеральным законодательством; государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий областного значения; организация работ по ведению Красной книги области; обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды на территории области; формирование экологической культуры населения на территории области; получение от соответствующих органов информации об объектах экологической экспертизы, реализация которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территории области; делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов экологической экспертизы в случае реализации этих объектов на территории области и в случае возможного воздействия на окружающую природную среду в пределах территории области хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другим субъектом Российской Федерации; информирование населения о намечаемых и проводимых экологических экспертизах и их результатах; осуществление иных полномочий, предусмотренных действующим законодательством.

Согласно ст.ст. 8, 9 Закона N 33-ОЗ государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется должностными лицами комитета экологии администрации области, которые являются по должности одновременно государственными инспекторами области по охране природы, в права и обязанности которых входит: проводить мероприятия по контролю на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, расположенных на территории области, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, получать копии документов и иных необходимых для осуществления государственного экологического контроля материалов; проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды; проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов; составлять акты проверок и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля; возбуждать дела об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды; привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; осуществлять иные определенные законодательством полномочия.

На основании распоряжения Администрации Липецкой области от 30.06.2006 N 453-р "Об утверждении Положения о комитете экологии и природных ресурсов Липецкой области" (действовавшее на момент проведения проверки) Комитет пунктом 2.4 Положения наделен полномочиями осуществлять государственный контроль в области охраны окружающей среды на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

С учетом изложенного, плановая проверка Общества проводилась Комитетом в соответствии с действующим законодательством, Законом Липецкой области от 08.01.2003 N 33-ОЗ "Об охране окружающей среды Липецкой области", распоряжением Комитета экологии и природных ресурсов Липецкой области на осуществление планового мероприятия по контролю от 16.10.2006 N 267.

В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В данном случае Общество без проектной, разрешительной и иной документации незаконно разместило отходы производства на землях муниципального образования, тем самым нарушило требования Законов "Об отходах производства и потребления", "Об охране окружающей среды", следовательно, совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 КоАП РФ.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, исследованы судом первой инстанции, им дана правильная юридическая оценка, поэтому они не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

Решение Арбитражного суда Липецкой области 15.01.2007 по делу N А36-3368/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В данном случае Общество без проектной, разрешительной и иной документации незаконно разместило отходы производства на землях муниципального образования, тем самым нарушило требования Законов "Об отходах производства и потребления", "Об охране окружающей среды", следовательно, совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 КоАП РФ."


Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 8 мая 2007 г. N А36-3368/2006


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника


Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании