г. Москва |
|
3 июня 2024 г. |
Дело N А40-174954/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.05.2024.
Полный текст постановления изготовлен 03.06.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.
при участии в заседании:
от публичного акционерного общества "Россети Центр" посредством системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания): Зинковская А.В. по доверенности от 18.10.2022, паспорту;
от Федеральной антимонопольной службы: Парнас О.В. по доверенности от 28.12.2023, удостоверению;
от общества с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая компания": Черных Р.Н. по доверенности от 11.10.2023, паспорту, Мальков Е.Б. по доверенности от 23.10.2023, паспорту;
рассмотрев 28.05.2024 в судебном заседании с использованием системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Центр"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 29.11.2023,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2024
по делу N А40-174954/2023
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Центр"
к Федеральной антимонопольной службе
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая компания",
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Центр" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной антимонопольной службе (далее - ФАС России) о признании незаконным и отмене решения от 10.07.2023 об отмене постановления Воронежского УФАС России от 04.05.2023 и прекращении производства по делу N 036/04/9.21-1255/2022 об административном правонарушении.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая компания".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.11.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2024, отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, неполное выяснение фактических обстоятельств.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель ФАС России возражал против удовлетворения кассационной жалобы, представитель ООО "РСК" возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве (приобщен к материалам дела).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Арбитражные суды установили, что по результатам рассмотрения обращения вх. N 6018-ЭП/22 от 27.06.2022 по вопросу правомерности навязывания ПАО "Россети Центр" новой точки технологического присоединения в оферте договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий, поступившее в Воронежское УФАС России от ООО "РСК", региональным антимонопольным органом составлен протокол от 10.11.2022 об административном правонарушении.
Воронежским УФАС России вынесено постановление от 04.05.2023 по делу N 036/04/9.21-1255/2022 о прекращении производства по делу на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5, п. 2 ч. 1 ст. 29.9, ст. 29.10 КоАП РФ в связи отсутствием в действиях ПАО "Россети Центр" события об административном правонарушении, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества в Арбитражный суд города Москвы с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались следующим.
По результатам рассмотрения жалобы третьего лица вышестоящим органом вынесено решение от 10.07.2023 об отмене постановления Воронежского УФАС России от 04.05.2023 и прекращении производства по делу N 036/04/9.21-1255/2022 об административном правонарушении.
Отменяя постановление Воронежского УФАС России от 04.05.2023, антимонопольный орган исходил из наличия в действиях ПАО "Россети Центр" нарушения п. 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила).
В мотивировочной части решения антимонопольный орган указал, что ПАО "Россети Центр" нарушен п. 17 Правил, поскольку в договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям обществом включена плата за технологическое присоединение, включающая затраты на развитие уже существующей инфраструктуры.
Поскольку в действиях ПАО "Россети Центр" усматривается состав административного правонарушения по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, ФАС России пришел к выводу, что у Воронежского УФАС России отсутствовали основания для прекращения дела об административном правонарушении в связи с отсутствием события правонарушение, а дело N 036/04/9.21-1255/2022 подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения общества к административной ответственности.
По смыслу ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ повторное нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 600.000 до 1.000.000 руб.
Судами установлено, что ПАО "РСК" в адрес ПАО "Россети Центр" подана заявка на осуществление технологического присоединения (увеличение максимальной мощности) энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, ул. Сосновая, 23ж, кадастровый номер 36:34:0118001:931 (далее - объект).
Суды пришли к выводу, что ООО "РСК" подана заявка на увеличение мощности объекта электросетевого хозяйства, который ранее в надлежащем порядке технологически присоединен, в то время как сетевой организацией направлены проект договора и техническое задание с изменением точки присоединения в одностороннем порядке.
По смыслу положений ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) одним из общих принципов организации экономических отношений и основы государственной политики является соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.
ООО "РСК" является территориальной сетевой организацией, оказывающей на территории Воронежской области услуги по передаче электрической энергии, а также услуги по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям.
Правоотношения между ПАО "Россети Центр" и ООО "РСК" и порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств определяется Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861.
Согласно п. 2 Правил их действие распространяется, в том числе на случаи увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств.
Пунктом 3 Правил установлено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения при условии соблюдения им настоящих Правил.
В силу п. 6 Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами, при этом заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Согласно положениям ст. 15 Правил сетевая организация направляет в адрес заявителей, за исключением случаев осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.
В случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель вправе в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и подписанных технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами.
При этом сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с настоящими Правилами в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия (как неотъемлемое приложение к договору).
Пунктом 19 Правил установлен прямой запрет на навязывание заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.
На основании абз. 2 п. 41 Правил в целях технологического присоединения объекта для электроснабжения группы жилых домов по договору N 14-ФЛ от 16.04.2021 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям между ООО "РСК" и Шлычковой К.М., третье лицо письмом N 189 от 29.04.2021 (Приложение N 2) обратилось в сетевую организацию - ПАО "Россети Центр" с заявкой на технологическое присоединение в отношении объекта в связи с увеличением максимальной мощности в существующей точке присоединения.
Суды пришли к выводу, что проект договора N 3600/_/_(42094659) об осуществлении технологического присоединения содержал условия, противоречащие положениям действующего законодательства Российской Федерации, при этом из содержания проекта договора ТП невозможно определить, где конкретно на схеме электрических сетей будет располагаться новая точка.
Суды признали, что при определении платы за технологическом присоединение по договору ТП, принимая во внимание принятое сетевой организации решение об изменении точки подключения, не могут использоваться ставки платы, установленные Приказом N 76/11.
По смыслу п. п. 28, 29, 30 Правил критериями наличия технической возможности технологического присоединения является, в том числе сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций, а также неухудшение условий работы объектов электроэнергетики, ранее присоединенных к объектам электросетевого хозяйства.
В случае несоблюдения любого из указанных в п. 28 Правил критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует.
В силу п. 30 Правил в случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном настоящими Правилами.
Согласно разъяснениям ФАС России от 26.01.2022 N ВК75075/22 изменение точки присоединения в одностороннем порядке со стороны сетевой организации Правилами не предусмотрено.
Работы в целях увеличения мощности, производимые ПАО "Россети Центр" по техническим условиям, являющимся приложением к договору ТП, требуют выполнения работ по усилению электрической сети, путем строительства новых кабельных линий, в то время как такие работы должны выполняться за счет средств сетевой организации.
Работы по строительству новых линий в целях увеличения существующей мощности, относятся к развитию существующей инфраструктуры, а затраты на развитие существующей инфраструктуры (п. 2 ст. 23.2 Закона об электроэнергетике) не допускается включать в плату за технологическое присоединение.
Вместе с тем реализация мероприятий по договору ТП приведет к изменению схемы внешнего электроснабжения.
Согласно п. 2 Правил в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств допустимо либо увеличение максимальной мощности, либо изменение отдельных технических характеристик присоединения (в том числе, изменение категории надежности, точки присоединения), влекущее изменение схемы внешнего электроснабжения ранее присоединенных энергопринимающих устройств, но не меняющее величину максимальной мощности.
Суды отметили, что изменение схемы присоединения допускается только в том случае, если не влечет за собой изменение величины максимальной мощности, и является самостоятельным видом технологического присоединения, который не может быть осуществлен одновременно с другим видом присоединения - увеличением мощности.
Исходя из положений ч. 2 ст. 23.2 Закона об электроэнергетике, состав расходов на проведение мероприятий по технологическому присоединению, включаемых в состав платы за технологическое присоединение, определяется федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, а с 1 января 2011 года не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике утверждены постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Основы ценообразования).
По смыслу положений ст. 23.2 Закона об электроэнергетике, п. 87 Основ ценообразования любые мероприятия, осуществляемые на существующих объектах электросетевого хозяйства, действующим законодательством отнесены к мероприятиям, связанным с развитием (усилением) существующей инфраструктуры, и расходы, связанные с такой реконструкцией относятся к инвестиционной составляющей.
Суды согласились с выводом ФАС России о наличии в действиях ПАО "Россети Центр" состава правонарушения, выразившиеся во включении в проект договора договор ТП и технических условий плату за технологическое присоединение, включающая затраты на развитие уже существующей инфраструктуры, а также в отсутствие правовых оснований и нарушение Правил технологического присоединения в добавление новой точки технологического присоединения, место нахождения которой фактически не определено, при уже имеющейся точке присоединения, учитывая, что основанием для технологического присоединения являлось увеличение максимальной мощности в существующей точке присоединения.
При этом ФАС России обоснованно прекращено производство по делу об административном правонарушении в связи с истечением срока давности привлечения ПАО "Россети Центр" к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ, следовательно, оснований для повторного его рассмотрения не имелось.
Частью 2 ст. 30.7 КоАП РФ установлено, что решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 настоящего Кодекса.
Между тем в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении вышестоящим административным органом может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Однако в настоящем случае оспариваемым решением постановление Воронежского УФАС России от 04.05.2023 отменено в соответствии нормой п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, согласно которой по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.
В рассматриваемом случае дело N 036/04/9.21-1255/2022 об административном правонарушении прекращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
С учетом установленных обстоятельств суды отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств и на правильном применении норм материального и процессуального права с учетом таких обстоятельств.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29.11.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2024 по делу N А40-174954/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд оставил без изменения решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении, установив, что действия сетевой организации не содержат события правонарушения. При этом суды подтвердили, что навязывание новой точки технологического присоединения и включение затрат на развитие инфраструктуры в плату за присоединение нарушает действующие правила.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 3 июня 2024 г. N Ф05-8172/24 по делу N А40-174954/2023