Письмо Министерства экономического развития РФ от 16 октября 2009 г. N Д23-3402 "О рассмотрении обращения"

 

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение Общества с ограниченной ответственностью и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению и толкованию законодательства Российской Федерации.

Вместе с тем по поставленным вопросам полагаем возможным отметить следующее.

Следует подчеркнуть, что согласно статье 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК) письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах дает Министерство финансов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 35 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" к разъяснениям следует относить письменные разъяснения руководителей соответствующих федеральных министерств и ведомств, а также иных, уполномоченных на то должностных лиц.

Подпунктом 20 пункта 1 статьи 333.33 НК предусмотрено, что за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества, уплачивается государственная пошлина физическим лицом - 500 рублей; организацией - 7500 рублей.

Согласно пункту 2 статьи 333.18 НК в случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратилось несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные главой 25.3 НК, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.

Учитывая изложенное, за государственную регистрацию договора об отчуждении жилого помещения, если договор заключен между юридическими лицами, уплачивается государственная пошлина в размере 7500 рублей, разделенные на количество сторон договора; если договор заключен между физическим и юридическим лицом (право собственности переходит к юридическому лицу), то физическое лицо уплачивает 250 рублей, а юридическое лицо - 3750 рублей.

Данная позиция подтверждена в письмах Минфина России от 1 апреля 2009 г. N 03-05-03/02 и от 1 сентября 2009 г. N 03-05-06-03/40.

Также полагаем возможным отметить, что разъяснение порядка уплаты государственной пошлины представителем юридического лица содержится в письме Минфина России от 28 июля 2009 г. N 03-05-06-03/32, в котором обращено внимание на следующие положения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии со статьей 13 НК государственная пошлина отнесена к федеральным сборам. Согласно пунктам 1 и 8 статьи 45 НК плательщик сбора обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате сбора. Статьей 333.17 НК установлено, что плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица в случае, если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК.

Согласно пункту 3 статьи 333.18 НК государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

В пункте 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 мая 2005 г. N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" также указано, что в соответствии с положениями статей 45, 333.17 НК плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.

Вместе с тем глава 4 "Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах" НК допускает участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК и иными федеральными законами (пункты 1 и З статьи 26 НК).

В соответствии с пунктом 1 статьи 27 НК законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации (пункт З статьи 29 НК).

При этом, по мнению Конституционного Суда Российской Федерации, само представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действий от имени и за счет собственных средств налогоплательщика - представляемого лица, следовательно, по правовому смыслу отношений по представительству платежные документы на уплату налога должны исходить от налогоплательщика и быть подписаны им самим, а уплата соответствующих сумм должна производиться за счет средств налогоплательщика, находящихся в его свободном распоряжении, то есть за счет его собственных средств (Определение от 22 января 2004 N 41-О). Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что на факт признания обязанности налогоплательщика по уплате налога исполненной не влияет то, в какой форме - безналичной или наличной - происходит уплата денежных средств; важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств.

Таким образом, по мнению Минфина России, при уплате государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество организаций через своих представителей, действующих по доверенности (при условии, что в платежных документах по ее уплате в бюджет указано, что соответствующая сумма государственной пошлины уплачена именно организацией за совершение в отношении нее юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК, и именно за счет ее собственных денежных средств) государственная пошлина считается уплаченной от имени надлежащего плательщика и надлежащим образом.

В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" вместе с заявлением о государственной регистрации прав и другими представленными для государственной регистрации прав документами предъявляется, если иное не установлено федеральным законом, документ об уплате государственной пошлины.

Учитывая вышеизложенное, полагаем, что при предъявлении на государственную регистрацию представителем юридического лица платежного документа, содержащего информацию об уплате государственной пошлины организацией за совершение в отношении нее юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК, и именно за счет ее собственных денежных средств, предъявление иных документов, подтверждающих уплату за счет собственных средств налогоплательщика-организации, не требуется.

 

Директор
Департамента недвижимости

А.И. Ивакин

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Письмо Министерства экономического развития РФ от 16 октября 2009 г. N Д23-3402 "О рассмотрении обращения"


Текст письма официально опубликован не был