Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 6 декабря 2011 г. N 03-03-06/1/807
Вопрос: ЗАО просит дать разъяснения о порядке признания доходов и расходов, а также о порядке отражения в бухгалтерском учете следующей ситуации.
Компания является сельскохозяйственным товаропроизводителем и получает субсидии из областного и федерального бюджетов на финансирование части уплаченных процентов по целевым кредитам. Ежемесячно компания признает в составе внереализационных расходов проценты по кредитам в соответствии со ст. 269 НК РФ (в размере ставки рефинансирования, увеличенной в 1,8 раз). После подтверждения целевого использования заемных средств из бюджета возмещается часть уплаченных процентов, но не более ставки рефинансирования ЦБ РФ. После фактического получения субсидий на расчетный счет их сумма отражается во внереализационных доходах. В связи с этим вопрос: в полном ли объеме относить в состав доходов сумму полученных субсидий или пропорционально той сумме, которая была отнесена в расходы?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает, что Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, если иное не установлено законодательством, не предусмотрено рассмотрение обращений по практике применения нормативных правовых актов Министерства, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем обращаем внимание, что предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг регламентировано статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой субсидии указанным лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000, утвержденным приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н, бюджетные средства, предоставленные в установленном порядке на финансирование расходов, понесенных организаций в предыдущие отчетные периоды, отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации как прочие доходы.
При определении объекта налогообложения по налогу на прибыль организаций налогоплательщиками учитываются доходы от реализации товаров, работ, услуг, реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определены в статье 251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим. Субсидии, полученные коммерческими организациями на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в данном перечне не поименованы, в связи с чем, учитываются в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке.
Таким образом, средства в виде субсидий, предоставленных коммерческим организациям на уплату части процентов по кредитам и займам, подлежат учету в составе внереализационных доходов организации. При этом, в силу того обстоятельства, что расходы, на покрытие которых предоставлялись субсидии, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль, дополнительного налогообложения данных субсидий не происходит.
При применении налогоплательщиком метода начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.
Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 271 НК РФ для внереализационных доходов в виде безвозмездно полученных денежных средств датой получения дохода признается дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Коммерческие организации могут получать субсидии на уплату процентов по кредитам и займам.
Разъяснено, что при обложении прибыли данные средства учитываются во внереализационных доходах.
Дополнительного налогообложения субсидий при этом не происходит, т. к. расходы, на покрытие которых они предоставлялись, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
При применении метода начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место. Фактическое поступление соответствующих денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав значения при этом не имеет.
Для внереализационных доходов в виде безвозмездно полученных денежных средств датой получения дохода признается день поступления на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 6 декабря 2011 г. N 03-03-06/1/807
Текст письма официально опубликован не был