Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 13 декабря 2011 г. N 03-11-06/2/169
Вопрос: ООО применяет УСН с объектом налогообложения - доходы. За сентябрь работнику начислено пособие по временной нетрудоспособности в размере 5000 рублей за 5 дней. Из них 3 дня в размере 3000 руб. оплачивает работодатель, 2 дня в размере 2000 руб. - оплата за счет ФСС.
За сентябрь сумма начисленных страховых взносов составила 30000 рублей. Уплачено страховых взносов в ФСС за сентябрь: 30000 руб. - 2000 руб. = 28000 руб. Работник получил оплату больничного 5000 руб., из них 3000 руб. за счет средств работодателя, 2000 руб. из кассы ООО в счет взаиморасчетов с ФСС.
Таким образом, за сентябрь проводки:
Д 26 К 69 30000 руб. начислено в ФСС, отнесено на затраты
Д 69 К 51 28000 руб. оплачено в ФСС
Д 69 К 70 2000 руб. зачет с ФСС на сумму оплаты больничного за счет ФСС
Д 70 К 50 5000 руб. получил работник из кассы оплату больничного листа
Д 26 К 70 3000 руб. отнесено на затраты, оплата больничного листа работодателем.
Имеет ли право налогоплательщик сумму налога, уплачиваемую в связи с применением упрощенной системы налогообложения, исчисленную за период, уменьшить в соответствии с п. 3 ст. 346.21 НК РФ на сумму страховых взносов и оплаченного больничного в размере 33000 руб., начисленных на затраты - Д 26 в размере 33000 руб. (страховые взносы ФСС 30000 руб. + больничный за счет работодателя 3000 руб.) и уплаченных в размере 33000 руб. (28000 руб. с расчетного счета + 2000 руб. из кассы работнику в счет взаиморасчетов с ФСС + 3000 руб. работнику из кассы за счет работодателя)?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики, рассмотрев письмо по вопросу порядка применения положений главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 346.21 Кодекса сумма налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается налогоплательщиками, выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.
Согласно пункту 2 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Перечень выплат, относящихся к видам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, указан в подпункте 1 пункта 1 статьи 1.4 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ). К данным выплатам, в частности, относится пособие по временной нетрудоспособности.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона N 255-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 2 данной статьи.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.17 Кодекса расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.
При этом в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 346.17 Кодекса расходы на уплату налогов и сборов учитываются в составе расходов в размере, фактически уплаченном налогоплательщиком. При наличии задолженности по уплате налогов и сборов расходы на ее погашение учитываются в составе расходов в пределах фактически погашенной задолженности в те отчетные (налоговые) периоды, когда налогоплательщик погашает указанную задолженность.
Учитывая, что по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, производится также их начисление и уплата, как по налогам, то считаем, что в отношении вышеуказанных страховых взносов должен применяться аналогичный порядок их учета.
Исходя из этого, сумма налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, может быть уменьшена на сумму страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, исчисленных и уплаченных за этот же период времени, на сумму страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, направленных (в пределах исчисленных сумм) на оплату расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования за этот же период времени, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, а также на сумму фактически выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности за счет средств страхователя.
Одновременно также сообщаем, что в соответствии с пунктом 11.4 Регламента Минфина России от 23.03.2005 N 45н обращения организаций и индивидуальных предпринимателей по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Департаменте не рассматриваются.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.