Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 13 декабря 2011 г. N 03-02-07/1-430
Вопрос: Основным видом деятельности нашего предприятия является оптовая торговля сахаром. Необходимо ли нашему предприятию предпринимать меры для обоснования своей осторожности и осмотрительности в отношении своих покупателей при заключении договоров поставки?
В случае если таковые меры предосторожности предприняты не были и контрагент-покупатель оказался фирмой "однодневкой", какие налоговые санкции грозят нашей фирме?
Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение по вопросам о мерах, необходимых для обоснования осторожности и осмотрительности налогоплательщика при выборе контрагентов, об ответственности налогоплательщика в случае, если его контрагент оказался "фирмой-однодневкой", и сообщается следующее.
Исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах предполагается, что налогоплательщик действует добросовестно, пока не доказано обратное. Например, пока не установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что налогоплательщик знал либо должен был знать о предпринимательской деятельности, которую его контрагент фактически не осуществляет и не может исполнить обязательства по сделкам, оформленным от его имени.
Информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском размещается на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе "Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков". Налогоплательщику рекомендуется при оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, исследовать среди прочих следующие признаки: отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента (его представителя), копий документа, удостоверяющего его личность, отсутствие информации о фактическом месте нахождения контрагента, производственных и (или) торговых площадей, отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (официальный сайт ФНС России www.nalog.ru), отсутствие очевидных свидетельств возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг.
Кроме того, рекомендуется обращать внимание на информацию ФНС России (письмо от 11.02.2010 N 3-7-07/84 и другие) о проявлении должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов с учетом критериев оценки налоговых рисков, а также о работе ФНС России по предупреждению налогоплательщиков от партнерства с неблагонадежными субъектами коммерческой деятельности.
Согласно пункту 6 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Одновременно сообщается, что согласно пункту 9.20 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом от 23.03.2005 N 45н, в Министерстве не рассматриваются вопросы правоприменительной практики.
Приложение: на 3 л.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Налогоплательщик действует добросовестно, пока не доказано обратное. В частности, пока не установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что он знал (должен был знать) о предпринимательстве, которое его контрагент фактически не осуществляет и не может исполнить обязательства по сделкам, оформленным от его имени.
При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, рекомендуется исследовать среди прочих следующие признаки.
Это отсутствие информации о фактическом месте нахождения контрагента, а также о его госрегистрации в ЕГРЮЛ; полномочия его руководителя (представителя) документально не подтверждены. Нет очевидных свидетельств, что эта организация может реально выполнить условия договора, существуют обоснованные сомнения в этом с учетом времени, необходимого на доставку (производство) товара, выполнение работ или оказание услуг.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 13 декабря 2011 г. N 03-02-07/1-430
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 6 марта 2012 г. N 10