Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 14 декабря 2011 г. N 03-03-06/1/821
Вопрос: Руководствуясь ст. 19 Закона "О рекламе" предприятие использует фасад здания, принадлежащего ему на праве собственности, для размещения на нем наружной конструкции и баннера, на которых извещает неопределенный круг лиц о новых услугах, товарах и акциях предприятия, тем самым формирует и поддерживает интерес к предприятию и его товарам и услугам. Изготовление конструкций, баннеров, а также их монтаж производится сторонними организациями. Стоимость таких объектов превышает 40 000 рублей, а срок эксплуатации, в зависимости от материалов, составляет от одного года и более.
Руководствуясь ст.ст. 8, 11, 26.2 Закона РФ "О защите прав потребителя", п. 10 Правил продажи отдельных видов товаров, предприятие над входам или рядом с входом в заведение (торговую точку) размещает вывеску с указанием фирменного наименования, места нахождения (юридический адрес) предприятия и режима работы. Вывеска размещается на металлической конструкции, закрепленной на фасаде здания, принадлежащего предприятию на праве собственности. Стоимость вывески как правило превышает 40 000 рублей, расчетный срок эксплуатации составляет более одного года.
Учитывая вышеизложенное, прошу разъяснить возможно ли, отразив в учетной политике предприятия расходы на приобретение и монтаж рекламного баннера/конструкции и/или вывески, отнести к амортизируемому имуществу: основные средства первой, второй или третьей группы? Какой код ОКОФ в данном случае следует применить? Или вышеуказанные затраты следует отнести на расходы будущих периодов?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета рекламных расходов и сообщает следующее.
На основании пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
В соответствии с подпунктом 28 пункта 1 статьи 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся в том числе расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений пункта 4 статьи 264 Кодекса.
Пунктом 4 статьи 264 Кодекса установлено, что к расходам организации на рекламу в целях главы 25 Кодекса относятся в том числе расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов.
На основании пункта 1 статьи 256 Кодекса для целей главы 25 Кодекса амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 Кодекса), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 258 Кодекса амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями статьи 258 Кодекса и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Таким образом, если имущество относится к амортизируемому имуществу, то организация относит к расходам на рекламу амортизационные отчисления, начисленные в соответствии с действующим порядком, если имущество к амортизируемому имуществу не относится, то расходы учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в порядке, установленном пунктом 4 статьи 264 Кодекса.
В отношении учета расходов на приобретение и установку вывески с указанием фирменного наименования, юридического адреса и часов работы организации сообщаем следующее.
Пунктом 1 статьи 9 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) установлено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Согласно пункту 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.
Таким образом, указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, адреса и режима работы является обязательным требованием, предъявляемым к вывеске Законом РФ N 2300-1, следовательно, затраты на изготовление такой вывески не относятся к расходам на рекламу.
Учитывая изложенное, если стоимость вывески, а также срок ее эксплуатации соответствуют условиям, установленным для амортизируемого имущества, затраты организации на изготовление/приобретение и монтаж такой вывески учитываются для целей налогообложения прибыли через механизм амортизации в составе расходов, связанных с производством и реализацией.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Затраты юрлица на рекламу (в частности, на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и щитов) учитываются при исчислении налога на прибыль организаций. Они относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
Имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности признаются амортизируемым имуществом, если они находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для получения дохода и их стоимость погашается путем начисления амортизации. Срок полезного использования амортизируемого имущества должен составлять более 12 месяцев, первоначальная стоимость - более 40 тыс. руб.
Указанный срок устанавливается налогоплательщиком самостоятельно. Под ним понимается период, в течение которого объекты основных средств или нематериальных активов служат для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Он определяется на дату ввода объекта амортизируемого имущества в эксплуатацию.
Если имущество относится к амортизируемому, то организация относит к расходам на рекламу амортизационные отчисления. Если нет - затраты учитываются в числе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
В соответствии с законодательством изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Разъяснено, что расходы на приобретение и установку последней не относятся к затратам на рекламу.
Данное мнение согласуется с позицией ВАС РФ.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 14 декабря 2011 г. N 03-03-06/1/821
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 17 января 2012 г. N 3