Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 21 декабря 2011 г. N 03-05-06-03/99 Об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 21 декабря 2011 г. N 03-05-06-03/99

 

Вопрос: Я по материнскому капиталу приобретаю дом в деревне. Оформляем дом на меня с мужем и двоих детей. Продавец один. В управление росреестра нам объяснили, что будет производиться 2 регистрационных действия: регистрация сделки и регистрация права покупателей, за которые мы должны уплатить государственную пошлину: 1000 рублей - за сделку и 400 рублей за право на дом и на землю. При этом мы не можем уплатить это 2 квитанциями по видам регистрации (1000, 200 и 200). Мы должны эти суммы разбить на количество сторон. Так в сделке учасвует 5 сторон (1 продавец, 4 покупателя), значит: 1000 : 2 = 500 и 500 потом делю на 4 (количество покупателей) = 125. И 200 рублей нужно поделить тоже на 4. Итого - у меня получилось 13 квитанций (500, 125, 125, 125, 125, 50, 50, 50, 50, 50, 50, 50, 50).

Зачем их разбивать?

 

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел Ваше обращение по вопросу уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним именно плательщиком, обратившимся в соответствующий государственный орган, и сообщает.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ).

В пункте 1 статьи 131 ГК РФ указано, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Статьей 11 Закона N 122-ФЗ установлено, что за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним взимается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии со статьями 333.16 и 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) государственная пошлина - это сбор, взимаемый с физических лиц и организаций при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Также пунктом 2 статьи 8 НК РФ определено, что под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). При этом государственная пошлина, взимаемая с физических лиц и организаций, относится к федеральным сборам на основании пункта 10 статьи 13 НК РФ.

В силу пунктов 1, 5 и 8 статьи 45 НК РФ налогоплательщик (плательщик сбора) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (сбора), если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога (сбора) исполняется в валюте Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 333.18 НК РФ предусмотрено, что в случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные главой 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.

В пункте 3 статьи 333.18 НК РФ указано, что государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается, в частности, платежным поручением с отметкой банка о его исполнении. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 января 2004 г. N 41-О указал, что в целях надлежащего исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщик обязан самостоятельно, т.е. от своего имени и за счет своих собственных средств, уплатить соответствующую сумму налога в бюджет. При этом на факт признания обязанности налогоплательщика по уплате налога исполненной не влияет то, в какой форме - безналичной или наличной - происходит уплата денежных средств; важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств. Иное толкование понятия "самостоятельное исполнение налогоплательщиком своей обязанности по уплате налога" приводило бы к невозможности четко персонифицировать денежные средства, за счет которых производится уплата налога, и к недопустимому вмешательству третьих лиц в процесс уплаты налога налогоплательщиком, что не только препятствовало бы результативному налоговому контролю за исполнением каждым налогоплательщиком своей обязанности по уплате налога, но и создавало бы выгодную ситуацию для уклонения недобросовестных налогоплательщиков от законной обязанности уплачивать налоги путем неотражения на своем банковском счете поступающих доходов.

Таким образом, в случае, если государственная пошлина будет уплачена от имени ненадлежащего плательщика или в ненадлежащем размере, то в отношении надлежащего плательщика обязанность по уплате государственной пошлины не будет считаться исполненной.

 

Заместитель директора Департамента

С.В. Разгулин

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 21 декабря 2011 г. N 03-05-06-03/99


Текст письма официально опубликован не был