Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
от 6 сентября 2007 г. N 308
"Об утверждении Временных методических указаний по исполнению Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами государственной функции по осуществлению федерального контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов"
Приказом Росприроднадзора от 7 июля 2009 г. N 183 настоящий приказ признан утратившим силу
В целях правильного применения законодательства по осуществлении федерального контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Временные методические указания по исполнению Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами государственной функции по осуществлению федерального контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов (далее - Временные методические указания).
2. Территориальным органам Росприроднадзора руководствоваться в своей деятельности Временными методическими указаниями.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложим, на заместителя руководителя Росприроднадзора Митволь О.Л.
Временно исполняющий обязанности Руководителя |
С.Р. Леви |
Временные методические указания
по исполнению Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов
(утв. приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 6 сентября 2007 г. N 308)
См. Административный регламент исполнения Росприроднадзором государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, утвержденный приказом Минприроды России от 26 августа 2008 г. N 192
I. Общие положения
1. Настоящие Временные методические указания определяют последовательность и сроки действий (административных процедур) по исполнению государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов.
2. Исполнение государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов осуществляется в соответствии с:
Конституцией Российской Федерации ("Российская газета", 1993, N 237);
Водным Кодексом Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ ("Собрание законодательства Российской Федерации", 05.06.2006, N 23, ст. 2381);
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ ("Российская газета", N 256, 31.12.2001);
Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" от 08.08.2001 N 134-ФЗ ("Российская газета", N 155-156, 11.08.2001);
Федеральным законом "О государственной гражданской службе" от 27.07.2004 N 79-ФЗ ("Российская газета", N 162, 31.07.2004);
Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N 59-ФЗ ("Российская газета", N 95, 05.05.2006);
постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" от 11.11.2005 N 679 ("Собрание законодательства Российской Федерации", 21.11.2005, N 47, ст. 4933);
постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении положения об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов" от 25.12.2006 N 801 ("Российская газета", N 297, 31.12.2006);
постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370" от 30.07.2004 N 400 ("Российская газета", N 170, 11.08.2004);
Приказом МПР России от 18 декабря 2006 года N 288 "Об утверждении перечня объектов подлежащих федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 16 января 2007 года N 8752, "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 5, 29.01.2007).
3. Государственная функция по осуществлению федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов исполняется непосредственно Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и через свои территориальные органы федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов (в соответствии с п. 3 Положения об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 N 801).
4. Адреса и контактные телефоны территориальных органов Росприроднадзора размещены на сайте Росприроднадзора: http://control.mnr.gov.ru, и обновляются по мере поступления информации о соответствующих изменениях в указанных адресах и телефонах.
5. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов в отношении объектов, перечень которых утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации "Об утверждении перечня объектов подлежащих федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов" от 18 декабря 2006 года N 288.
Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации "Об утверждении перечня объектов подлежащих федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов" от 18 декабря 2006 года N 288 размещается на официальном сайте Росприроднадзора http://control.mnr.gov.ru.
6. Должностные лица, ответственные за выполнение действий по осуществлению государственной функции по федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов:
руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - главный государственный инспектор Российской Федерации по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов;
заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и начальник управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов - заместители главного государственного инспектора Российской Федерации по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов;
заместитель начальника управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающий вопросами федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов - старший государственный инспектор Российской Федерации по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов;
федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, - государственные инспектора Российской Федерации по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов;
руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - главные государственные бассейновые (территориальными) инспекторы по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов;
заместители руководителей территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и начальники отделов этих органов, ведающие вопросами федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов - заместители главных государственных бассейновых (территориальных) инспекторов по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов;
заместители начальников отделов территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей этих органов, ведающие вопросами федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, - государственными бассейновыми (территориальными) инспекторами по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов.
7. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы при осуществлении федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов взаимодействуют в установленном порядке с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами.
II. Административные процедуры
Содержание государственной функции
8. Задачей государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов является, обеспечение соблюдения требований Водного кодекса Российской Федерации, в том числе:
правил использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
правил использования водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод;
правил использования водохранилищ;
правил использования водных объектов для целей производства электрической энергии;
правил использования поверхностных водных объектов для целей водного и воздушного транспорта;
правил использования водных объектов для сплава древесины;
правил использования водных объектов для лечебных и оздоровительных целей;
правил использования водных объектов для рекреационных целей;
правил использования водных объектов для целей рыболовства и охоты;
правил использования водных объектов для разведки и добычи полезных ископаемых;
правил использования водных объектов для обеспечения пожарной безопасности;
правил использования водных объектов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
правил по охране водных объектов от загрязнения и засорения;
правил по охране болот от загрязнения и засорения;
правил по охране ледников и снежников от загрязнения и засорения;
правил по охране подземных водных объектов;
правил по охране водных объектов при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водохозяйственной системы;
правил по охране водных объектов при проведении работ;
правил по охране водных объектов при их использовании для целей производства электрической энергии;
правил использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах;
требований к зонам, округам санитарной охраны водных объектов, водные ресурсы которых являются природными лечебными ресурсами;
требования к водоохранным зонам и прибрежным защитным полосам;
требований к особо охраняемым водным объектам;
требования к зонам экологического бедствия, зонам чрезвычайных ситуаций на водных объектах, по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.
9. Федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов осуществляются в форме плановых контрольных проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, а также в форме внеплановых контрольных проверок с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан.
10. Контрольные проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" от 08.08.2001 N 134-ФЗ.
11. Согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" от 08.08.2001 N 134-ФЗ, продолжительность контрольной проверки не должна превышать один месяц.
12. Руководителем органа федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов или его заместителем срок проведения контрольной проверки может быть продлен по мотивированному предложению должностного лица, но не более чем на один месяц, при следующих обстоятельствах:
необходимости проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю;
необходимости дополнительного изучения материалов, связанных с проводимой контрольной проверкой, в том числе выезда на объекты работы;
несвоевременного представления водопользователем в ходе контрольной проверки требуемых материалов;
отсутствия на месте контрольной проверки специалистов организации-водопользователя, ответственных за проверяемые вопросы;
в случае предоставления водопользователем недостоверной информации, а также в связи с необходимостью уточнения достоверности информации в других государственных органах Российской Федерации и организациях.
13. Участие в контрольной проверке по федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов научно-исследовательских, проектно-изыскательских и других экспертных организаций, привлекаемых для проведения соответствующих анализов, проб, осмотров и выдачи заключений в случае аварии на водных объектах, предусматривается:
по решению Росприроднадзора;
на основе договора (соглашения), заключаемого Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и финансируемого за счет средств федерального бюджета, из выделяемых для исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов;
по согласованию с руководителями органов (организаций), представители которых принимают участие в проводимой Росприроднадзором проверке по федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов.
14. Водопользователи обязаны создавать должностным лицам, осуществляющим контрольную проверку необходимые условия для работы, предоставлять запрашиваемые документы, имеющие отношения к предмету проверки, давать объяснения по вопросам, входящим в компетенцию органов, осуществляющих федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов.
Проведение плановых контрольных проверок
15. Плановые контрольные проверки по федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов осуществляются Росприроднадзором и его территориальными органами.
16. О проведении плановой контрольной проверки по федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов водопользователь уведомляется в письменной форме не менее чем за три дня до начала проведения плановой проверки.
17. Основанием для проведения плановой проверки является план проведения контрольных проверок.
Ограничениями для включения в план проведения контрольных проверок являются:
проведение контрольной проверки в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя в течении последних двух лет (в соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" от 08.08.2001 N 134-ФЗ);
проведение контрольной проверки в отношении субъекта малого предпринимательства только по истечении трех лет с момента его государственной регистрации (в соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" от 08.08.2001 N 134-ФЗ).
18. Плановые контрольные проверки по федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов проводятся Росприроднадзором и его территориальными органами в соответствии с планом проведения контрольных проверок по федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов Росприроднадзора.
Составление плана контрольных проверок
19. Ежегодные планы проведения территориальными управлениями Росприроднадзора контрольных проверок по федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов составляются в каждом территориальном Управлении и утверждаются приказами департаментов Росприроднадзора в соответствующем федеральном округе.
20. На основе планов проведения территориальными управлениями Росприроднадзора контрольных проверок по федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов в каждом департаменте Росприроднадзора в соответствующем федеральном округе составляются планы проведения департаментами Росприроднадзора в соответствующем федеральном округе контрольных проверок по федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и утверждаются приказом Росприроднадзора.
21. На основе планов проведения департаментами Росприроднадзора в соответствующем федеральном округе контрольных проверок по федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, составляется план проведения Росприроднадзором контрольных проверок по федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, куда дополнительно включаются плановые контрольные проверки, проводимые центральным аппаратом Росприроднадзора и в течение 10 дней размещается на официальном сайте Росприроднадзора: http://control.mnr.gov.ru.
22. На основании мотивированного обращения территориального органа Росприроднадзора, связанного с невозможностью проведения плановой контрольной проверки в установленные сроки, допускается внесение изменений в установленные сроки проведения контрольных проверок, предусмотренных в годовом плане проведения контрольных проверок по федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов Росприроднадзора и его территориальных органов.
В планы проведения территориальными управлениями Росприроднадзора контрольных проверок по федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов изменения вносятся приказами департаментов Росприроднадзора в соответствующем федеральном округе.
В планы проведения департаментами Росприроднадзора в соответствующем федеральном округе контрольных проверок по федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов изменения вносятся приказом Росприроднадзора.
В план проведения Росприроднадзором контрольных проверок по федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов изменения вносятся приказом Росприроднадзора.
23. В планах проведения контрольных проверок по федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов указывается:
а) наименование подлежащего проверке водного объекта;
б) наименование водопользователя, деятельность которого подлежит плановой контрольной проверке (в случаях проведения мероприятий по предотвращению самовольного пользования водного объекта, застройки площадей водного фонда могут указываться наименования водных объектов или координаты площадей водного фонда);
в) наименование территориального органа Росприроднадзора осуществляющего плановую контрольную проверку по федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов;
г) структурное подразделение (должностное лицо), ответственное за проведение плановой контрольной проверки по федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов;
д) срок исполнения плановой контрольной проверки по федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов;
е) участие в плановой контрольной проверке по федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов других государственных органов (организаций), общественных объединений, граждан.
Проведение внеплановых контрольных проверок
24. Факты, являющиеся основанием для начала осуществления государственной функции (в соответствии с п. 5 ст. 7 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" от 08.08.2001 N 134-ФЗ):
получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;
обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.
В независимости от основания проведения внеплановой проверки порядок осуществления государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов осуществляется в соответствии с установленными настоящими Временными методическими указаниями порядком проведения контрольной проверки.
25. Внеплановые контрольные проверки выполнения водопользователями предписаний (требований, уведомлений) об устранении выявленных в результате контрольных проверок нарушений водного законодательства, проводятся строго по окончании действия предписаний (требований, уведомлений), отсчитывая срок с даты поступления водопользователю предписания (требования, уведомления). В обязательном порядке должны фиксироваться вновь выявленные нарушения, а также факты нарушений, носящих систематический характер.
26. Без предварительного уведомления водопользователей проводятся внеплановые контрольные проверки на основании приказа о проведении внеплановой контрольной проверки и предъявлении служебного удостоверения.
27. Внеплановые контрольные проверки не проводятся в случаях обращений, не позволяющих установить лицо, обратившееся в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования или его территориальный орган (в соответствии с п. 5 ст. 7 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" от 08.08.2001 N 134-ФЗ).
Порядок проведения контрольной проверки
28. Контрольные проверки проводятся на основании приказов руководителя (заместителя руководителя) Росприроднадзора или руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Росприроднадзора.
29. Копия приказа о проведении контрольной проверки, заверенная печатью Росприроднадзора или территориального органа Росприроднадзора, издавшего приказ, предъявляется должностным лицом, осуществляющим контрольную проверку, руководителю или иному должностному лицу проверяемой организации одновременно с удостоверением государственного инспектора (в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" от 08.08.2001 N 134-ФЗ).
30. В приказе о проведении контрольной проверки указываются:
для плановых проверок - дата, номер приказа, утверждающего план проверок;
для внеплановых проверок - основания, предусмотренные нормативным правовым актом, определяющим порядок осуществления федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов;
номер и дата приказа о проведении контрольной проверки;
наименование органа Росприроднадзора осуществляющего контрольную проверку;
фамилия, имя, отчество и должность лица, уполномоченного на проведение контрольной проверки, а в случае проведения контрольной проверки комиссией - должности, фамилии, имена и отчества председателя комиссии и должностных лиц, входящих в состав комиссии;
наименование юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которого проводится контрольная проверка;
цели, задачи и предмет проводимой контрольной проверки;
дата начала и окончания контрольной проверки;
правовые основания проведения контрольной проверки, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;
подпись руководителя (заместителя руководителя) Росприроднадзора или руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Росприроднадзора, утвердившего приказ, с указанием его фамилии.
31. Осмотр принадлежащих водопользователю территорий, помещений, документов, осуществляется в присутствии водопользователя или его законного представителя. По результатам осмотра составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о водопользователе и о его законном представителе, об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов. В случае отказа водопользователя или его законного представителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись, копия протокола об осмотре вручается водопользователю или его законному представителю.
32. При проведении контрольных проверок должностные лица, осуществляющие контрольную проверку, запрашивают у водопользователя следующие документы:
договор водопользования или решение о предоставлении водного объекта в пользование (лицензию на водопользование);
учредительные и регистрационные документы проверяемого водопользователя;
документы, удостоверяющие личность и полномочия лица представляющего интересы водопользователя;
разрешительные документы, обосновывающие деятельность, связанную с водопользованием;
документ, удостоверяющий право на земельный участок необходимый для осуществления деятельности, связанного с водопользованием;
документы об уплате платежей, налогов и сборов предусмотренных законодательством Российской Федерации в связи с осуществлением водопользования;
документы, о соблюдении следующих правил и требований водного законодательства Российской Федерации: правил использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; правил использования водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод; правил использования водохранилищ; правил использования водных объектов для целей производства электрической энергии; правил использования поверхностных водных объектов для целей водного и воздушного транспорта; правил использования водных объектов для сплава древесины; правил использования водных объектов для лечебных и оздоровительных целей; правил использования водных объектов для рекреационных целей; правил использования водных объектов для целей рыболовства и охоты; правил использования водных объектов для разведки и добычи полезных ископаемых; правил использования водных объектов для обеспечения пожарной безопасности; правил использования водных объектов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации; правил по охране водных объектов от загрязнения и засорения; правил по охране болот от загрязнения и засорения; правил по охране ледников и снежников от загрязнения и засорения; правил по охране подземных водных объектов; правил по охране водных объектов при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водохозяйственной системы; правил по охране водных объектов при проведении работ; правил по охране водных объектов при их использовании для целей производства электрической энергии; правил использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах; требований к зонам, округам санитарной охраны водных объектов, водные ресурсы которых являются природными лечебными ресурсами; требования к водоохранным зонам и прибрежным защитным полосам; требований к особо охраняемым водным объектам; требования к зонам экологического бедствия, зонам чрезвычайных ситуаций на водных объектах, по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.
33. Изъятие обнаруженных при осуществлении осмотра в рамках проводимой контрольной проверки принадлежащих водопользователю документов, явившихся предметами административного правонарушения и имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении, осуществляется в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (в соответствии с ст. 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ).
34. В случае выявления в результате контрольной проверки нарушений использования водных объектов, должностные лица осуществляющие контрольную проверку выдают обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушениях и контролируют исполнение указанных предписаний в установленные сроки.
35. В случае выявления нарушений условий использования водных объектов, должностные лица осуществляющие контрольную проверку в течении 5 (пяти) дней уведомляют в письменной форме стороны, заключившие договор водопользования о результатах контрольной проверки (в соответствии с п. 9 Положения об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 N 801).
36. По результатам проведенной контрольной проверки должностные лица, осуществляющие контрольную проверку, знакомят водопользователя с результатами контрольной проверки, предоставляя ему один экземпляр акта проверки.
37. К акту проверки могут прилагаться акты об отборе образцов (проб), обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами контрольной проверки.
38. Территориальные органы Росприроднадзора после подписания акта проверки в десятидневный срок направляют для рассмотрения в Росприроднадзор материалы контрольных проверок, по которым следует принимать меры в соответствии установленным природоохранным законодательством порядком приостановления, ограничения или прекращения права пользования водными объектами в следующих случаях:
возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с водопользованием;
систематического нарушения водопользователем правил пользования водными объектами и их охраны, а также охраны окружающей природной среды, установленных действующим законодательством, стандартами (правилами, нормами);
возникновения чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, военных действий и других).
39. Прекращение права пользования водными объектами осуществляется в судебном порядке в случаях предусмотренных ст. 10 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ:
нецелевого использования водного объекта;
использования водного объекта с нарушением законодательства Российской Федерации;
неиспользования водного объекта в установленные договором водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование сроки.
Предъявлению требования о прекращении права пользования водным объектом по основаниям, предусмотренным частью 3 ст. 10 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ, должно предшествовать вынесение предупреждения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными частью 4 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации.
40. Приостановление или ограничение права пользования водными объектами осуществляется в порядке предусмотренном ст. 41 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ в случае:
угрозы причинения вреда жизни или здоровью человека;
возникновения радиационной аварии или иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера;
причинения вреда окружающей среде.
Приостановление водопользования в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществляется в судебном порядке. В иных случаях приостановление водопользования осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии с федеральными законами.
Ограничение водопользования устанавливается нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления или решением суда.
41. При выявлении нарушений требований Водного законодательства Российской Федерации или невыполнении в установленный срок законного предписания должностного лица Росприроднадзора, осуществляющего федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, Росприроднадзор возбуждает и рассматривает дела об административных правонарушениях в сфере государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов.
42. При осуществлении федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов государственные инспекторы по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов имеют право осматривать в установленном порядке и при необходимости, в порядке предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ, задерживать суда (в том числе иностранные) и другие плавучие средства, допустивших загрязнение с судов нефтью, вредными веществами, сточными водами или мусором либо не принявшие необходимых мер по предотвращению такого загрязнения водных объектов.
43. В случае, когда известно, что хозяйственная или иная деятельность, являющаяся объектом проведения контрольной проверки, связана с нарушениями требований законодательства, вопросы выявления, предотвращения и пресечения которых не относятся к компетенции Росприроднадзора, должны быть проинформированы соответствующие уполномоченные органы государственной власти.
44. Должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющие федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них функций по осуществлению федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов (в соответствии с ст. 12 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" от 08.08.2001 N 134-ФЗ).
Порядок оформления результатов контрольных проверок Росприроднадзором и его территориальными органами
45. По результатам контрольных проверок должностными лицами органа федерального государственного контроля и надзора за использованием и охранной водных объектов, проводившими или руководившими их проведением, составляются акты проверки соблюдения водопользователями обязательных требований по использованию и охране водных объектов в двух экземплярах (далее - акт проверки) (в соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" от 08.08.2001 N 134-ФЗ).
46. В акте проверки указываются:
дата и место составления акта проверки;
наименование органа Росприроднадзора осуществляющего контрольную проверку;
дата и номер приказа, на основании которого проведена контрольная проверка;
фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего контрольную проверку;
наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, фамилия, имя, отчество, должность представителя юридического лица или представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении контрольной проверки;
дата, время и место проведения контрольной проверки;
сведения о результатах контрольной проверки, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;
сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом проверки представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении контрольной проверки, их подписи или отказ от подписи;
подпись должностного лица (лиц), осуществившего контрольную проверку.
47. В акте проверки отражается состояние проверяемого объекта:
местонахождение проверяемого объекта;
учредительные документы и установленные ими виды деятельности;
наличие договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование (когда заключен, наличие дополнений и изменений, даты регистрации);
наличие иных документов (свидетельство о государственной регистрации, разрешительных документов на виды деятельности, договоров подряда и т.д.);
наличие проектных документов и необходимых согласований (экспертиз, заключений и т.д.);
наличие или отсутствие планов, программ, согласованных с федеральными органами исполнительной власти, и их выполнение;
выполнение требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с рациональным использованием и охраной водных объектов, установленных норм и правил;
иные сведения, предусмотренные техническим заданием на проведение контрольной проверки.
48. В акте проверки перечисляются все выявленные нарушения требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с, использованием и охраной водных объектов.
49. В акте проверке формулируется общий вывод о соблюдении (или несоблюдении) водопользователями требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с использованием и охраной водных объектов.
В случае отсутствия нарушения делается соответствующая запись.
50. К акту проверки прилагаются необходимые для обоснования выводов и рекомендаций (должностного лица органа федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов) материалы:
техническое задание на проведение контрольной проверки;
заключения по отдельным направлениям проведенной контрольной проверки, а также "особые мнения" при их наличии;
копия договора на водопользование со всеми приложениями;
справки, объяснения и иные документы, имеющие отношение к контрольной проверке.
Наименования указанных материалов перечисляются в разделе "Список приложений, обосновывающих выводы и рекомендации (должностного лица органа федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов)" акта проверки.
51. В случае выявления в результате контрольной проверки нарушений, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, в акте проверки указываются место, время совершения и событие административного правонарушения, объяснение уполномоченного представителя проверяемой организации - водопользователя, иные необходимые сведения. О совершении административного правонарушения, выявленного в результате контрольной проверки, составляется протокол, копия которого прилагается к акту проверки.
52. Акт проверки составляется в 2 экземплярах в день окончания контрольной проверки. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств, выявленных в результате контрольной проверки административных правонарушений, акт проверки составляется в недельный срок со дня окончания контрольной проверки.
53. Акт проверки после его составления подписывается должностным лицом органа федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, проводившим или руководившим ее проведением.
54. При проведении контрольной проверки совместно с иными контрольными органами акт проверки подписывается представителями указанных контрольных органов.
55. С актом проверки должностное лицо органа федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, проводившее или руководившее ее проведением, знакомит под роспись руководителя (уполномоченного представителя) проверяемой организации - водопользователя.
В случае отказа руководителя (уполномоченного представителя) проверяемой организации - водопользователя подписать акт проверки, в указанном акте делается соответствующая запись.
56. Один экземпляр акта проверки с копиями приложений вручается руководителю или уполномоченному представителю проверяемой организации - водопользователя под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, остающемуся в деле органа федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов (в соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" от 08.08.2001 N 134-ФЗ).
57. Копия оформленного в установленном порядке акта проверки и прилагающихся к нему документов в течение 10 рабочих дней со дня окончания контрольной проверки представляется на рассмотрение руководителю соответствующего органа федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов.
58. Должностное лицо органа федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов в случае выявления в ходе контрольной проверки нарушений на основании акта проверки дает уполномоченному представителю проверяемой организации - водопользователю предписания по устранению выявленных нарушений условий использования водных объектов (далее - предписание) в пятидневный срок после подписания акта проверки.
59. Предписание содержит следующие положения:
а) дата и место составления предписания;
б) дата и номер акта проверки соблюдения водопользователями обязательных требований по рациональному использованию и охране водных объектов, на основании которого выдается предписание;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
г) фамилия, имя, отчество и должность лица, выдавшего предписание, номер его служебного удостоверения;
д) наименование проверяемой организации - водопользователя; фамилия, имя и отчество должностного (физического) лица, которому выдается предписание;
е) содержание предписания (конкретное мероприятие, которое должно быть выполнено проверяемой организацией - водопользователем), срок исполнения, основание вынесения предписания;
ж) должность, фамилия и инициалы, подпись лица, вынесшего предписание;
з) сведения о вручении копии предписания лицу, которому вынесено предписание, его уполномоченному представителю, их подписи, расшифровка подписей, дата вручения, либо отметка об отправлении предписания почтой.
60. В случае, если результаты контрольной проверки содержат сведения, составляющие государственную тайну, они оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о защите государственной тайны (п. 4 ст. 9 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" от 08.08.2001 N 134-ФЗ).
Порядок обжалования действий (бездействия) и решений должностных лиц, ответственных за выполнение действий по осуществлению федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов
61. Обжалование действий (бездействия) и решений должностных лиц, осуществляемых (принятых) в ходе выполнения настоящих методических указаний производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
62. Действия (бездействие) и решения должностных лиц Росприроднадзора или его территориальных органов, осуществляемые (принятые) в рамках исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, могут быть обжалованы в административном, судебном и досудебном порядке.
63.В досудебном порядке:
действия (бездействие) и решения должностных лиц Росприроднадзора могут быть обжалованы Министру природных ресурсов Российской Федерации;
действия (бездействие) и решения должностных лиц территориальных органов Росприроднадзора могут быть обжалованы руководителю Росприроднадзора.
64. Обжалование действий (бездействия) и решений должностных лиц Росприроднадзора и его территориальных органов осуществляется путем направления письменной жалобы.
65. Заявитель в своей жалобе в обязательном порядке указывает:
а) наименование государственного органа, в который направляется жалоба;
б) фамилию, имя, отчество (наименование организации);
в) почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;
г) изложение сути жалобы (в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов заявителя и его требования);
66. Письменная жалоба, поступившая в государственный орган, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации жалобы (в соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N 59-ФЗ).
67. В исключительных случаях руководитель государственного органа либо уполномоченное на то должностное лицо вправе продлить срок рассмотрения жалобы не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения заявителя, направившего жалобу (в соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N 59-ФЗ).
68. В случае, если в письменной жалобе не указаны фамилия заявителя, направившего жалобу, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на жалобу не дается (в соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N 59-ФЗ).
69. При получении письменной жалобы, в которой содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы имуществу государственного органа, угрозы имуществу, жизни, здоровью должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить жалобу без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить заявителю, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом (в соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N 59-ФЗ).
70. В случае если текст жалобы не поддается прочтению, ответ на жалобу не дается, о чем сообщается заявителю, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению (в соответствии с п. 4 ст. 11 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N 59-ФЗ).
71. В случае, если в жалобе заявителя содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередной жалобы и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу при условии, что указанная жалоба и ранее направляемые жалобы направлялись в один и тот же государственный орган. О данном решении уведомляется заявитель, направивший жалобу (в соответствии с п. 5 ст. 11 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N 59-ФЗ).
72. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и его территориальные органы:
обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием заявителя, направившего жалобу или его законного представителя;
при необходимости запрашивает документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
по результатам рассмотрения жалобы принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителя, дает письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов (в соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N 59-ФЗ).
73. Если в результате рассмотрения жалоба признана обоснованной, то соответствующим должностным лицом принимается решение о привлечении к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации должностного лица, ответственного за действие (бездействие) и решения, осуществляемые (принятые) в ходе исполнения государственной функции, и повлекшие за собой жалобу гражданина, юридического лица или индивидуального предпринимателя.
74. Гражданину, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю должностным лицом, рассматривавшим жалобу, направляется сообщение о принятом решении и действиях, проведенных в соответствии с принятым решением, в течение 10 дней после принятия решения.
75. Если в ходе рассмотрения жалоба признана необоснованной, заявителю направляется сообщение о результате рассмотрения жалобы с указанием причин необоснованности жалобы.
76. Ответ на жалобу подписывается руководителем Росприроднадзора, его заместителем, руководителями территориальных органов или их заместителями или уполномоченным на то должностным лицом и направляется по почтовому адресу, указанному в обращении (в соответствии с п. 3, 4 ст. 10 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N 59-ФЗ).
77. В судебном порядке решения Росприроднадзора или его территориальных органов, принятые в рамках исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, могут быть обжалованы в суды или арбитражные суды в соответствии с их полномочиями и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
78. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях осуществляется в порядке, установленном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 6 сентября 2007 г. N 308 "Об утверждении Временных методических указании по исполнению Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами государственной функции но осуществлению федерального контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Росприроднадзора от 7 июля 2009 г. N 183 настоящий приказ признан утратившим силу