Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение. Положение о функциональной подсистеме информационно-технологической инфраструктуры единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Приложение

 

Положение
о функциональной подсистеме информационно-технологической инфраструктуры единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(утв. приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ
от 12 декабря 2011 г. N 342)

ГАРАНТ:

См. Положение о функциональной подсистеме информационно-технологической инфраструктуры единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 9 ноября 2022 г. N 841

1. Настоящее Положение определяет порядок организации и функционирования функциональной подсистемы информационно-технологической инфраструктуры единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Подсистема).

2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2002, N 44, ст. 4294; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 50, ст. 5284; N 52, ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5418; 2009, N 1, ст. 17; N 19, ст. 2274; N 48, ст. 5717; 2010, N 21, ст. 2529; N 31, ст. 4192; 2011, N 1, ст. 24, ст. 54) и постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2005, N 23, ст. 2269; 2006, N 41, ст. 4256; 2008, N 47, ст. 5481; 2009, N 12, ст. 1429; N 29, ст. 3688; 2010, N 37, ст. 4675; N 38, ст. 4825; 2011, N 7, ст. 979, ст. 981; N 14, ст. 1950) (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 794).

3. Подсистема объединяет координационные органы, органы управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Министерство) и подведомственных Министерству организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (далее - организации) и действует на федеральном и объектовом уровнях.

4. Подсистема создается Министерством и предназначена для организации работы в сфере деятельности информационно-технологической инфраструктуры при выполнении задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

5. На каждом уровне Подсистемы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

6. Координационными органами являются комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - Комиссия) Министерства и организаций.

Комиссии создаются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 794.

7. Постоянно действующими органами управления являются Административный департамент Министерства на федеральном уровне и работники организаций, уполномоченные для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны, на объектовом уровне.

8. Органами повседневного управления являются служба ответственных дежурных Министерства, дежурно-диспетчерские службы организаций.

9. К силам и средствам Подсистемы относятся специально подготовленные силы и средства Министерства и организаций, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

10. Для обеспечения работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в Министерстве и организациях создаются резервы финансовых и материальных ресурсов.

Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются соответственно Министерством и создающей их организацией.

11. Управление Подсистемой осуществляется с использованием сети связи общего пользования.

12. Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках Подсистемы осуществляется в соответствии с пунктом 23 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 794.

13. Подсистема функционирует в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и в режиме чрезвычайной ситуации.

14. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах организаций, прилегающей к ним территории органы управления и силы Подсистемы функционируют в режиме повседневной деятельности.

Решением Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Министр) или руководителями организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, для соответствующих органов управления и сил Подсистемы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:

режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

15. Решение о введении для соответствующих органов управления и сил Подсистемы режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации принимается в соответствии с пунктом 25 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 794, и оформляется приказом, в котором определяются:

обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации;

границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, или границы зоны чрезвычайной ситуации;

силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации;

перечень мер по обеспечению защиты работников от чрезвычайной ситуации или организации работ по ее ликвидации;

должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации, или руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.

16. Основными мероприятиями, проводимыми в рамках функционирования Подсистемы, являются:

а) в режиме повседневной деятельности:

изучение состояния окружающей среды, влияющей на функционирование объектов и сооружений информационно-технологической инфраструктуры, и прогнозирование возможных чрезвычайных ситуаций;

сбор, обработка и обмен информацией в области защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

разработка и реализация целевых и научно-технических программ в области повышения устойчивости функционирования информационно-технологической инфраструктуры и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;

планирование деятельности Подсистемы по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и защиты работников;

подготовка работников к действиям в чрезвычайных ситуациях;

пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

создание, размещение, хранение и восполнение резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;

проведение мероприятий по подготовке к эвакуации работников, материальных ценностей в безопасные районы, их размещению;

ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;

б) в режиме повышенной готовности:

усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;

введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил Подсистемы на стационарных пунктах управления;

непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам Подсистемы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование работников о приемах и способах защиты от них;

принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования объектов и сооружений информационно-технологической инфраструктуры в чрезвычайных ситуациях;

усиление дежурно-диспетчерских служб (или иных структурных подразделений, выполняющих функции оперативного управления);

формирование, при необходимости, оперативных групп (специальных групп) для выяснения обстановки в районах возможных чрезвычайных ситуаций и выработки соответствующих предложений;

принятие мер по защите работников для обеспечения устойчивой работы объектов и сооружений информационно-технологической инфраструктуры;

уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;

восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;

в) в режиме чрезвычайной ситуации:

непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;

оповещение работников о возникших чрезвычайных ситуациях;

проведение мероприятий по обеспечению устойчивой работы объектов и сооружений информационно-технологической инфраструктуры;

организация защиты работающих смен организаций в районах чрезвычайных ситуаций;

организация работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечению действий сил и средств Подсистемы;

непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;

поддержание непрерывного взаимодействия с заинтересованными органами и организациями по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

проведение мероприятий по жизнеобеспечению работников в чрезвычайных ситуациях.

17. При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "а" статьи 3 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 23, ст. 2277; 2003, N 27, ст. 2697; 2005, N 10, ст. 753), для органов управления и сил Подсистемы устанавливается режим повышенной готовности, а при введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "б" указанной статьи, - режим чрезвычайной ситуации.

18. Финансовое обеспечение функционирования Подсистемы и мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации.