Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение ОАО (далее - Общество), представленное Минфином России письмом от 13.02.2012 N 03-02-07/2-18, о проведении проверки действий Межрайонной ИФНС России (далее - Инспекция), связанных с выемкой документов Общества, и сообщает следующее.
Согласно информации, представленной Управлением ФНС России (далее - Управление) выездная налоговая проверка Общества была назначена на основании решения Инспекции.
В ходе проведения данной проверки Инспекцией в адрес налогоплательщика неоднократно направлялись требования о предоставлении документов, необходимых налоговому органу.
Однако Обществом данные документы либо не были представлены, либо были представлены в копиях, не заверенных надлежащим образом.
Более того, в результате проведенных мероприятий налогового контроля были выявлены несоответствия представленных обществом для проверки документов, требованиям Федерального закона N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", а также требованиям Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Учитывая данные обстоятельства, Инспекцией был сделан вывод о том, что представленные документы содержат недостоверные сведения, а подлинники документов могут быть уничтожены или заменены.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 31 Кодекса налоговые органы вправе производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.
Пунктом 14 статьи 89 Кодекса установлено, что при наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 Кодекса.
Пунктом 8 статьи 94 Кодекса установлено, что в случаях, если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинники документов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Совокупный анализ данных статей указывает на исключительность оснований для выемки документов в случае имеющихся у налогового органа доказательств, свидетельствующих о возможности уничтожения, сокрытия, изменения или замены налогоплательщиком документов после получения требования о представлении документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 94 Кодекса выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку.
Данная норма не содержит указания на то, что в мотивированном постановлении должны быть обязательно указаны только конкретные документы.
При этом существует судебная практика, свидетельствующая о достаточности ссылки налогового органа на наличие оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.05.2008 по делу N А33-11245/2007).
Таким образом, в связи с необеспечением возможности должностных лиц Инспекции, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с подлинниками документов, отказом проверяемого лица от представления заверенных надлежащим образом копий запрашиваемых документов, недостаточностью копий документов проверяемого лица для осуществления мероприятий налогового контроля, а также в связи с наличием у Инспекции оснований полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены или исправлены, в ходе выездной налоговой проверки Инспекцией произведена выемка документов и предметов проверяемого предприятия.
Из представленной Управлением информации каких-либо нарушений требований действующего законодательства при проведении выемки не усматривается.
Действительный государственный советник |
С.Н. Андрющенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной налоговой службы от 11 марта 2012 г. N АС-4-2/4018 "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 3 апреля 2012 г. N 14