Решение Верховного Суда РФ от 19 марта 2012 г. N АКПИ12-99 Об отказе в признании недействующими пункта 3 постановления Правительства РФ от 16 марта 2011 г. N 171 "Об установлении размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в РФ радиочастотного спектра и взимания такой платы", пунктов 3 (абзацы первый, второй), 5, 6 Правил установления размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в РФ радиочастотного спектра и взимания такой платы, утвержденных данным постановлением

Решение Верховного Суда РФ от 19 марта 2012 г. N АКПИ12-99

 

Именем Российской Федерации

ГАРАНТ:

Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 г. N АПЛ12-300 настоящее решение оставлено без изменения

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,

при секретаре Александрове В.О.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Астероид-Т" о признании недействующими пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 г. N 171 "Об установлении размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра и взимания такой платы", пунктов 3 (абзацы первый, второй), 5, 6 Правил установления размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра и взимания такой платы, утвержденных этим постановлением, установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 г. N 171 "Об установлении размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра и взимания такой платы" (далее - Постановление) утверждены Правила установления размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра и взимания такой платы (по тексту - Правила). Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации за 2011 г. N 12, "Российской газете" 26 апреля 2011 г.

Общество с ограниченной ответственностью "Астероид-Т" (ООО "Астероид-Т") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими:

пункта 3 Постановления, предписывающего Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Федеральной службой охраны Российской Федерации утвердить во II квартале 2011 г. методику расчета размеров разовой платы и ежегодной платы за использование радиочастотного спектра;

пункта 3 Правил в части норм, определяющих, что размеры разовой платы и ежегодной платы устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, принимающим решение о присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала (далее - решение), применительно к каждому выдаваемому разрешению и в соответствии с методикой расчета размеров разовой платы и ежегодной платы за использование радиочастотного спектра, которая утверждается Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Федеральной службой охраны Российской Федерации (абзац первый); указанная методика включает в себя ставки и коэффициенты, дифференцируемые в зависимости от используемых диапазонов радиочастот, количества используемых радиочастот (радиочастотных каналов) и технологий, применяемых при использовании радиочастотного спектра. Такие ставки и коэффициенты подлежат пересмотру не реже 1 раза в 2 года с учетом сроков формирования федерального бюджета (абзац второй);

пункта 5 Правил, согласно которому разовая плата взимается однократно за предоставление пользователю права использовать в Российской Федерации радиочастотный спектр и подлежит перечислению в установленном порядке в федеральный бюджет одним платежом в срок, не превышающий 30 дней со дня принятия решения;

пункта 6 Правил, устанавливающего, что ежегодная плата подлежит перечислению в установленном порядке в доход федерального бюджета ежеквартально равными долями не позднее 5-го числа 1-го месяца оплачиваемого квартала (абзац первый); исчисление 1-го периода использования радиочастотного спектра, за который взимается ежегодная плата, начинается со дня принятия решения (абзац второй); размер ежегодной платы, вносимой за квартал, в течение которого было принято решение, определяется пропорционально количеству календарных дней, оставшихся до истечения квартала, а внесение такой платы осуществляется в течение 30 дней со дня принятия решения (абзац третий).

Заявитель мотивировал свои требования тем, что Правительство Российской Федерации не вправе было делегировать предоставленные ему полномочия по установлению размера платы за использование радиочастотного спектра Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, данная плата является федеральным сбором и его обязательные элементы должны быть определены федеральным законом. Приведенные нормы устанавливают существенные элементы сбора - базу, ставку, порядок исчисления, порядок и срок уплаты, в связи с чем не соответствуют требованиям Налогового кодекса Российской Федерации и пункту 4 статьи 23 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи", не определяющему существенные элементы сбора за использовании радиочастотного спектра и не наделяющему высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации полномочиями на их установление. Ссылается на то, что оспариваемые положения незаконно возлагают на ООО "Астероид-Т" обязанность по уплате сбора, обязательные элементы которого установлены подзаконным нормативным правовым актом, вследствие чего нарушены его права на осуществление предпринимательской деятельности с использованием радиочастотного спектра.

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, действующее на основании поручения от 30 января 2012 г. от имени Правительства Российской Федерации - заинтересованного лица по делу, указало, что плата за использование радиочастотного спектра не относится к федеральным сборам, связана не с обеспечением государственных функций, а с оказанием государством услуг в интересах пользователей радиочастотным спектром, оспариваемые нормы приняты в пределах компетенции высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации, прав и свобод заявителя не нарушают.

Выслушав объяснения представителя заявителя Титова А.С., возражения представителей заинтересованного лица Кремер В.Е., Макаровой С.В., Недыхалова В.Ю., оценив оспариваемые нормы по форме, содержанию и компетенции издавшего их нормотворческого органа, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с Федеральным законом "О связи" под использованием радиочастотного спектра понимается обладание разрешением на пользование и (или) фактическое пользование полосой радиочастот, радиочастотным каналом или радиочастотой для оказания услуг электросвязи и других не запрещенных федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации целей (подпункт 4 статьи 2); использование в Российской Федерации радиочастотного спектра осуществляется в соответствии с принципом платности (абзац пятый пункта 4 статьи 22); для пользователей радиочастотным спектром устанавливаются разовая плата и ежегодная плата за его использование в целях обеспечения системы контроля радиочастот, конверсии радиочастотного спектра и финансирования мероприятий по переводу действующих радиоэлектронных средств в другие полосы радиочастот; порядок установления размеров разовой платы и ежегодной платы, взимания такой платы, ее распределения и использования определяется Правительством Российской Федерации исходя из того, что размеры разовой платы и ежегодной платы должны устанавливаться дифференцированно в зависимости от используемых диапазонов радиочастот, количества радиочастот и применяемых технологий (пункт 4 статьи 23).

По смыслу приведенных законоположений в их системной связи следует, что плата за использование радиочастотного спектра представляет собой плату за оказание услуг и предназначена для возмещения расходов государства на обеспечение системы контроля радиочастот, конверсии радиочастотного спектра и финансирования мероприятий по переводу действующих радиоэлектронных средств в другие полосы радиочастот. Причем размеры платы должны устанавливаться не одинаково для всех плательщиков, а дифференцированно в зависимости от используемых ими диапазонов радиочастот, количества радиочастот и применяемых технологий, что подтверждает неналоговый характер платежей.

Данный вывод вытекает и из содержания Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", которым плата пользователей радиочастотным спектром отнесена к доходам от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства (приложение N 1), расходы по конверсии радиочастотного спектра включены в ведомственную структуру расходов федерального бюджета на 2012 год (приложение N 6).

Следовательно, затраты государства, вызванные финансированием мероприятий по контролю использования радиочастот, конверсии радиочастотного спектра, по переводу действующих радиоэлектронных средств в другие полосы радиочастот, подлежат возмещению не за счет налогоплательщиков, а за счет лиц, являющихся пользователями выделенных им радиочастот и заинтересованных в надлежащем функционировании принадлежащих им радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств.

Правовых оснований считать указанную плату федеральным сбором, на чем основаны заявленные требования, не имеется, поскольку эта плата не обладает признаками, присущими налоговому обязательству, в частности индивидуальной безвозмездности, целевой направленности платежа, последствий его неуплаты.

Плата за использование радиочастотного спектра имеет своим объектом финансовое обеспечение не деятельности государства, а именно распределения полос радиочастот и выделения их конкретным пользователям, а также обеспечение совокупности действий, направленных на расширение использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами гражданского назначения, и предназначена для возмещения затрат, связанных с осуществлением таких действий. Невнесение пользователем радиочастотным спектром платы за его использование в течение тридцати дней со дня установленного срока платежа не влечет за собой принудительного изъятия денежных средств в виде налоговой недоимки, а является основанием для прекращения разрешения на использование радиочастотного спектра или отказа в продлении срока действия такого разрешения (пункт 11 статьи 24 Федерального закона "О связи").

Таким образом, плата за использование радиочастотного спектра не носит налогового характера, и с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 17 июля 1998 г. N 22-П по делу о проверке постановлений Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1995 г. N 962 и от 14 октября 1996 г. N 1211, касающихся взимания платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам, может определяться нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с его конституционными полномочиями.

Правительство Российской Федерации, определив в рамках предоставленных ему федеральным законодателем полномочий порядок установления размеров разовой платы и ежегодной платы за использование радиочастотного спектра, предусматривающий одной из составных частей этого порядка методику расчета размера платы, которую поручило утвердить Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с соответствующими министерствами и федеральными службами Российской Федерации. Пункт 3 Постановления, наделяющий федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере электросвязи (включая использование и конверсию радиочастотного спектра), правом утвердить методику расчета неналоговых платежей за использование радиочастотного спектра, соответствует требованиям федерального закона, прав и охраняемых законом интересов заявителя не нарушает.

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:

в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Астероид-Т" о признании недействующими пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 г. N 171 "Об установлении размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра и взимания такой платы" и пунктов 3 (абзацы первый, второй), 5, 6 Правил установления размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра и взимания такой платы, утвержденных этим постановлением, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья Верховного Суда РФ

Н.К. Толчеев

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Оспаривались нормы, устанавливающие размер разовой ежегодной платы за использование радиочастотного спектра, а также порядок ее взимания.

По мнению заявителя, данная плата - федеральный сбор. Поэтому его обязательные элементы должны определяться федеральным законом, а не подзаконным актом. Оспариваемые нормы не соответствуют НК РФ и Закону о связи.

ВС РФ не согласился с этими доводами и разъяснил следующее.

Закон о связи регулирует вопросы, касающиеся взимания платы за использование радиочастотного спектра.

По смыслу этих норм указанная сумма представляет собой плату за оказание услуг.

Она предназначена для возмещения расходов государства на обеспечение системы контроля радиочастот, конверсии радиочастотного спектра и финансирования мероприятий по переводу действующих радиоэлектронных средств в другие полосы радиочастот.

Причем размеры платы должны устанавливаться не одинаково для всех плательщиков, а дифференцированно (в зависимости от используемых диапазонов радиочастот, количества последних и применяемых технологий).

Это подтверждает неналоговый характер данных платежей.

Правовых оснований считать указанную плату федеральным сбором нет. Она не обладает признаками, присущими налоговому обязательству (в частности, индивидуальной безвозмездности, целевой направленности, определенными последствиями неуплаты).

Цель взимание такой платы - финансовое обеспечение не деятельности государства, а именно распределения полос радиочастот и выделения их конкретным пользователям. Она предназначена для возмещения затрат, связанных с этим.

Невнесение этой платы не влечет за собой принудительного изъятия денежных средств в виде налоговой недоимки, а является основанием для прекращения разрешения на использование радиочастотного спектра или отказа в продлении срока его действия.

Таким образом, спорная плата не носит налогового характера и может определяться подзаконным актом.


Решение Верховного Суда РФ от 19 марта 2012 г. N АКПИ12-99


Текст решения официально опубликован не был


Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 г. N АПЛ12-300 настоящее решение оставлено без изменения