• ДОКУМЕНТ

Приложение 19. Положение о высоковольтных автолабораториях пусконаладочной организации

Приложение 19

 

УТВЕРЖДАЮ:
Главный инженер
_______________________
"        " ______________ 19___ г.

 

ПОЛОЖЕНИЕ О ВЫСОКОВОЛЬТНЫХ
АВТОЛАБОРАТОРИЯХ ПУСКОНАЛАДОЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

1. Задачи высоковольтной автолаборатории при пусконаладочной организации ____________________________

 

1.1. Проведение испытаний повышенным напряжением оборудования электроустановок напряжением выше 1000 В до 35 кВ включительно.

1.2. Прожиг поврежденной изоляции и отыскание мест повреждений силовых кабельных линий, определение трассы их прокладки.

1.3. Определение состояния изоляции и возможности включения электрооборудования без сушки.

1.4. Измерение сопротивления растеканию контуров заземления и сопротивления заземляющих устройств. Проверка наличия цепей заземления.

1.5. Наладочные работы на простых и небольших объектах электроснабжения (РУ с выключателями нагрузки, силовых трансформаторов и др.).

1.6. Доставка на объекты наладки наладочных бригад и наладочного оборудования.

1.7. Контроль за качеством работ по монтажу высоковольтного оборудования, кабельных линий, муфт, заземляющих устройств и др.

2. Структура

 

2.1. Персонал высоковольтной автолаборатории входит в состав наладочного участка и подчиняется непосредственно его руководителю.

2.2. Как правило, в автолаборатории должно работать не менее двух человек - звеньевой высоковольтной автолаборатории с квалификацией не ниже техника-наладчика II категории и электромонтажник-наладчик, который одновременно выполняет функции шофера (в дальнейшем электромонтажник-шофер).

2.3. Непосредственное руководство передвижной высоковольтной автолабораторией осуществляет звеньевой.

3. Оборудование

 

3.1. В автолаборатории должны быть установлены и находиться всегда в рабочем состоянии приборы и приспособления, позволяющие без дополнительных переездов выполнить весь комплекс работ в соответствии с пп. 1.1-1.4.

3.2. Оборудование автолаборатории должно позволять проводить все работы в минимальные сроки (как правило, в течение рабочей смены) и на высоком техническом уровне. Переоборудование высоковольтной автолаборатории допускается только после утверждения такого решения главным инженером организации.

3.3. В автолаборатории должен быть предусмотрен весь комплекс мер, обеспечивающих безопасное производство работ:

3.3.1. Все металлические кожухи стационарно установленного электрооборудования, перегородки, каркасы пультов, стойки и др. должны быть соединены стальной полосой заземления и связаны с ее помощью с несущими балками кузова автомобиля. От этого контура заземления должен быть вывод на вводную панель для подключения к внешнему контуру заземления.

Полоса заземления должна быть окрашена в соответствии с требованиями ПУЭ. Места подключения ее к оборудованию должны быть очищены.

3.3.2. Должны иметься штатные катушки:

с неизолированным медным гибким проводом сечением не менее 4 для рабочего заземления испытываемого оборудования;

с неизолированным медным гибким проводом сечением не менее 10 для защитного заземления автолаборатории;

с изолированным медным гибким проводом для подачи высокого напряжения на испытываемое оборудование;

с изолированным двухжильным медным гибким питающим кабелем с сечением жил не менее 10 .

3.3.3. Внутри автолаборатории должна быть размещена панель вводных зажимов для подключения защитного заземления и источника питающего напряжения 380 или 220 В с защитным автоматическим выключателем с проверенной тепловой и максимальной защитой, настроенной на токи 1-, 2- и 10-кратные по отношению к номинальному току электрической установки наибольшей мощности, установленной стационарно в лаборатории; с рубильником, обеспечивающим видимый разрыв цепи питания лаборатории и оборудованным стопорным устройством в отключенном состоянии или штатными изолирующими накладками.

3.3.4. Все оперативные переключения и регулировки должны производиться со стационарного пульта, на котором должны быть установлены все электроизмерительные приборы, коммутационные и сигнальные устройства.

3.3.5. Должны быть предусмотрены следующие виды сигнализации:

на вводной панели - о наличии напряжения на входных зажимах;

на пульте управления - о наличии напряжения 380 (220 В);

на пульте управления и над кабиной водителя - о подаче напряжения на сторону НН повышающего трансформатора. Этот сигнал равносилен сигналу о наличии напряжения выше 1000 В на вторичной стороне повышающего трансформатора.

3.3.6. Высоковольтный вывод и испытательная установка должны заземляться с помощью стационарно установленного ножа, управляемого с пульта оператора; у ножа должно быть предусмотрено промежуточное положение, обеспечивающее разряд кабеля перед его заземлением.

3.3.7. Заземление испытываемого оборудования до и после испытания должно производиться с помощью разрядной штанги независимо от наличия указанного в п. 3.3.6 заземляющего ножа.

3.3.8. Между высоковольтным отсеком автолаборатории и рабочим местом оператора должна быть предусмотрена перегородка. Частью этой перегородки может служить пульт управления. Перегородка должна быть выполнена из прозрачного материала или металлической метки так, чтобы был возможен полный и удобный надзор за состоянием всего оборудования в отсеке. В перегородке должна быть дверь для доступа в высоковольтный отсек. Дверь должна быть снабжена блокировкой, обеспечивающей при ее открывании автоматическое отключение напряжения 380 (220) В на испытательной установке и наложение заземления на ее высоковольтный вывод. На пульте управления должна быть предусмотрена сигнализация об открытом состоянии двери.

3.3.9. Лаборатория должна быть оборудована устройством защиты, предотвращающим появление перенапряжений при пробоях изоляции во время испытаний.

3.3.10. В лаборатории всегда должен быть минимум испытанных средств защиты:

 

Диэлектрические перчатки, пары

4

Диэлектрический ковер, шт.

3

Изолирующая штанга, шт.

1

Указатель напряжения выше 1000 В, шт.

2

Переносное заземление, шт.

1

Диэлектрические боты, пары

2

Защитные очки, пары

2

Слесарно-наладочный инструмент, комплекты

2

Углекислотный огнетушитель, шт.

2

Защитная каска, шт.

3

 

Кроме того, должны быть в наличии переносные плакаты и знаки безопасности - по 2 шт. каждого типа и по шесть плакатов "Стой. Напряжение" и "Испытание. Опасно для жизни".

3.3.11. В автолаборатории должно быть предусмотрено раздельное измерение напряжения до 1000 В и испытательного, а также раздельное измерение токов: потребляемого лабораторией и нагрузочного испытательной установки (токов утечки и зарядных при испытаниях и токов нагрузки при прожиге кабелей).

3.3.12. Автолаборатория должна быть снабжена штатными штырями-бурами для создания временного контура заземления, а также для выполнения работ, связанных с измерением параметров контуров заземления.

3.3.13. В автолаборатории должно иметься достаточное количество штырей, стоек, веревок, канатов, оттяжек для ограждений как самой автолаборатории, так и места испытаний.

3.3.14. В лаборатории должна храниться укомплектованная аптечка.

3.4. В каждой автолаборатории должны быть следующие документы:

полный перечень электрооборудования, утвержденный главным инженером управления;

электрическая схема соединений, утвержденная главным инженером управления;

журнал производства высоковольтных испытаний;

набор бланков протоколов по всем видам выполняемых работ;

перечень работ, выполняемых персоналом автолаборатории;

инструкции по всем видам выполняемых работ (согласно перечню);

экземпляр данного Положения, подписанного всеми работниками автолаборатории (после их ознакомления с этим документом);

ПУЭ, ПТЭ и ПТБ, СНиП III-4-80 "Техника безопасности в строительстве", "Правила техники безопасности при электромонтажных работах", дополнительные инструкции, действующие в организации и относящиеся к области выполняемых персоналом лаборатории работ;

копия списка работников монтажного управления, обслуживаемого данной автолабораторией, которые приказом по этому управлению назначены в качестве ответственных руководителей при производстве высоковольтных работ.

3.5. Автолаборатория должна быть оборудована контейнерами для перевозки приборов (как принадлежащих лаборатории, так и других) без повреждения.

3.6. В автолаборатории должна быть обеспечена двусторонняя связь между кабиной водителя и кузовом, имеющая автономное питание.

3.7. В кузове автолаборатории должны быть оборудованы сиденья для нормальной перевозки, персонала автолаборатории и наладочного персонала в количестве до восьми человек при разовых поездках на объект.

3.8. Для нормальной перевозки людей и выполнения работ в зимнее время в кузове автолаборатории должно быть предусмотрено отопление, обеспечивающее при работающем двигателе поддержание температуры не ниже 10 °C при наружной температуре воздуха минус 30°C.

4. Организация работ

 

4.1. Высоковольтная автолаборатория выполняет работы по заданию административно-технического персонала участка (старшего прораба или прораба), которому приказом по организации дано право на выдачу такого задания. При направлении на объект, где ПНР выполняет пусконаладочная организация _________, персонал автолаборатории находится в оперативном подчинении руководителя ПНР на объекте и выполняет его задания.

4.2. Задание на выполнение работ автолабораторией выдается при наличии заявки, поданной в соответствии с требованиями разд. 5 настоящих Правил.

4.3. Заявка подается начальнику участка.

4.4. В заявке должны быть указаны фамилия, имя, отчество и должность лица, назначаемого ответственным руководителем работ, дата, время, объект, установка и вид высоковольтных работ, условия их проведения (форма заявки приведена в приложении 20) в соответствии с "Указаниями по заполнению журнала производства высоковольтных испытаний" (см. приложение 18).

Ответственным руководителем работ от монтажного управления может быть назначен административно-технический работник, имеющий V группу по электробезопасности, из списка лиц, определенных приказом по монтажному управлению. Этот список должен храниться в наладочном участке и в автолаборатории, обслуживающей данное монтажное управление.

4.5. После получения заявки звеньевой высоковольтной автолаборатории должен четко определить с ответственным руководителем (лично или по телефону) место и время, а также порядок подготовки и проведения работ.

4.6. Указанный в заявке ответственный руководитель к началу работ должен обеспечить:

выполнение подготовительных работ, устройство подходов и подъездов к объекту испытания, раскопку кабелей и муфт, при необходимости закрытие колодцев и каналов, отрезку и разделку кабелей, необходимые соединения и разъединения кабелей ошиновки, чистку и протирку изоляции;

выбор места и порядка подсоединения испытательной установки к сети 380/220 В и места подключения защитного и рабочего заземлителей;

всю необходимую документацию: проектную и заводскую; для кабельных линий, кроме того, наличие актов на скрытые работы, кабельного журнала, исполнительных чертежей трассы с указанием мест установки кабельных муфт;

вспомогательный персонал для выполнения подсобных и подготовительных работ и охраны оборудования от доступа посторонних;

надлежащие условия для проведения работ (подготовительные работы перед выпиской нарядов, переговоры с заказчиком, выполнение отключений, наложение заземлений и др.).

4.7. Перед началом работ ответственный руководитель проводит инструктаж для всех членов бригады, участвующей в высоковольтных испытаниях, с записью в графах 7 и 8 "Журнала производства высоковольтных испытаний" (см. приложение 18).

4.8. Ответственный руководитель работ несет ответственность, как указано в п. 5.1.5 настоящих Правил.

4.9. Непосредственное руководство высоковольтными испытаниями возлагается на звеньевого автолаборатории, который назначается производителем работ и несет полную ответственность за безопасное выполнение работ в зоне их производства в соответствии с указаниями пп. 5.1.1-5.1.19 настоящих Правил.

4.10. После окончания работ и при всех перерывах в работе звеньевой - производитель работ обязан вывести всю бригаду, закрыть наряд, или оформить перерыв в наряде, или сделать запись в графе 11 "Журнала производства высоковольтных испытаний" и представить ответственному руководителю работ протоколы проведения испытаний. На заявке производителем работ должна быть сделана запись об объеме выполненных работ и поставлена дата их выполнения.

5. Права и обязанности персонала высоковольтной автолаборатории

 

5.1. Звеньевой высоковольтной автолаборатории обязан:

5.1.1. Иметь квалификацию не ниже техника-наладчика II категории и подтверждать ее не реже 1 раза в 3 года согласно должностной инструкции.

5.1.2. Иметь группу по электробезопасности не ниже IV (для работы в установках напряжением выше 1000 В) и ежегодно подтверждать ее на комиссии, назначаемой приказом по организации.

5.1.3. Знать требования гл. 14 СНиП III-4-80, разд. 5 настоящих Правил, глав 1.7, 1.8 ПУЭ, гл. Б3.7 ПТЭ и ПТБ, "Правил применения и испытания средств защиты, используемых в электроустановках" (приложение Б11 к ПТЭ и ПТБ), "Нормы испытания электрооборудования и аппаратов электроустановок потребителей" (приложение Э1 к ПТЭ и ПТБ), а также условия включения электрооборудования без сушки и другие ведомственные и местные инструкции по объему выполняемых работ.

5.1.4. Пройти предварительное обучение и стажировку по выполняемым видам работ.

5.1.5. Получить первичный инструктаж на рабочем месте и регулярно, не реже 1 раза в 3 мес., проходить повторный инструктаж по видам выполняемых работ.

5.1.6. Получать от ответственного руководителя инструктаж на каждом из объектов, где производятся высоковольтные испытания.

5.1.7. Проводить текущий инструктаж со всеми лицами, включенными в бригаду по высоковольтным работам, в соответствии с указаниями по заполнению "Журнала производства высоковольтных испытаний".

5.1.8. Соблюдать правила ТБ и обеспечивать выполнение этих правил членами всей бригады, создавать бригаде безопасные условия труда.

5.1.9. Отстранять членов бригады от работы при нарушении ими правил ТБ или трудовой дисциплины.

5.1.10. Своевременно и правильно исполнять распоряжения начальника участка пусконаладочной организации при выполнении заявок на работы, входящие в задачи высоковольтной автолаборатории, если эти распоряжения не ведут к нарушениям правил ТБ или авариям, соблюдать трудовую дисциплину.

5.1.11. Следить за исправностью оборудования автолаборатории, его комплектностью, своевременностью обеспечения его метрологическим контролем, соответствием его данному Положению, способствовать его модернизации и совершенствованию.

5.1.12. Аккуратно вести техническую документацию и техническую отчетность по высоковольтной автолаборатории. Четко и правильно оформлять протоколы, акты простоя, акты на отступление от ПУЭ и СНиП при монтаже электрооборудования.

5.2. Звеньевой несет полную ответственность за безопасное выполнение работ согласно требованиям гл. 14 СНиП III-4-80 и пп. 5.1.1-5.1.19 настоящих правил.

5.3. Звеньевой имеет право:

5.3.1. Письменно отказаться от выполнения работ, если их производство связано с нарушениями правил ТБ или может привести к авариям или порче оборудования.

5.3.2. Давать начальнику участка представления о поощрении или наказании членов своей лаборатории.

5.4. Электромонтажник-шофер высоковольтной автолаборатории обязан:

5.4.1. Иметь квалификацию электромонтажника-наладчика и подтверждать ее не реже 1 раза в 3 года согласно должностной инструкции.

5.4.2. Иметь группу по электробезопасности не ниже III для работы в электроустановках напряжением до или выше 1000 В и ежегодно подтверждать ее на комиссии, назначенной приказом по пусконаладочному управлению.

5.4.3. Знать требования к наладочному персоналу разд. 5 настоящих Правил, гл. Б3.7 ПТЭ и ПТБ, инструкций на все виды выполняемых работ.

5.4.4. Пройти предварительное обучение по видам выполняемых работ, получить первичный и проходить не реже 1 раза в 3 мес. повторный инструктаж на рабочем месте, получать от ответственного руководителя и производителя работ текущий инструктаж на каждом из объектов, где проводятся работы.

5.4.5. Соблюдать правила ТБ, своевременно и правильно выполнять работы, порученные ему звеньевым.

5.4.6. Содержать электрооборудование автолаборатории в исправном состоянии, обеспечивать его сохранность.

5.4.7. Выполнять все указания руководства автобазы, касающиеся эксплуатации, обслуживания и ремонта автомашин, соблюдать правила дорожного движения, выполнять правила прохождения предрейсового медицинского контроля, установленные на автобазе.

5.4.8. Проходить на автобазе и исполнять все виды инструктажей по ТБ при всех видах ремонтов и обслуживания автомашин и правилам дорожного движения.

5.4.9. Проходить по автобазе аттестацию знаний правил дорожного движения и обслуживания автомашин.

5.4.10. Соблюдать трудовую и производственную дисциплину.

6. Взаимоотношения с монтажными управлениями

 

6.1. Монтажное управление для проведения высоковольтных испытаний назначает своего представителя, выполняющего функции ответственного руководителя. Обязанности этого представителя определяются пп. 4.6, 4.7, 4.8 данного Положения.

6.2. Представитель может быть назначен из числа специалистов монтажного управления (мастер, прораб, старший прораб) приказом начальника управления. Он должен иметь группу по электробезопасности не ниже V. Копия приказа о назначении ответственных руководителей должна быть передана на наладочный участок, обслуживающий данное монтажное управление.

6.3. Начальник производственно-технического отдела монтажного управления для выполнения высоковольтных испытаний дает начальнику наладочного участка заявку письменно или телефонограммой в соответствии с п. 4.4 данного Положения.

6.4. При проведении высоковольтных испытаний на удаленных объектах продолжительностью более 1 дня монтажное управление обеспечивает бригаду автолаборатории жильем и стоянкой для автомашины и принимает на себя сохранность приборов, электрооборудования и инвентаря автолаборатории.

6.5. При неподготовленности рабочего места, нарушениях норм и правил выполнения монтажных работ на испытываемом оборудовании, невыполнении требований данного Положения и инструкций по ТБ по вине назначенного ответственного руководителя или других работников монтажного управления последнее принимает меры к наказанию виновных и недопущению подобных случаев.

7. Взаимоотношения с автобазой

 

7.1. Все высоковольтные автолаборатории пусконаладочного управления (ПНУ) находятся на балансе автобазы треста или автобазы и механизированных колонн (в дальнейшем автобаз) монтажных управлений __________.

Сохранность электрооборудования высоковольтных автолабораторий в период их нахождения в гараже обеспечивает автобаза, в остальное время - персонал ПНУ, который обязан поддерживать электрооборудование в работоспособном состоянии.

7.2. Закрепление конкретной автомашины высоковольтной автолаборатории за электромонтажниками ПНУ производится автобазой на основании письма ПНУ. Электромонтажники-шоферы по всем видам работ в области эксплуатации, обслуживания и ремонта автомашин, а также в отношении соблюдения правил дорожного движения и прохождения медицинского контроля полностью подчиняются автобазе.

7.3. Специалисты автобазы обеспечивают своевременный и качественный ремонт автомашин высоковольтных автолабораторий вне всякой очереди (на уровне аварийных машин), а также безопасные условия производства ремонтов на территории автобаз, проводят для электромонтажников-шоферов вводный, периодические (повторные) и внеочередные инструктажи по ТБ при всех видах работ, ремонтов и обслуживания автомашин и правилам дорожного движения наравне с основным персоналом автобаз. Автобазы аттестуют электромонтажников-шоферов по правилам дорожного движения, приемам и методам безопасного выполнения ремонта и обслуживания автомашин.

7.4. Специалисты участков ПНУ обеспечивают безопасное производство всех видов высоковольтных испытаний и других наладочных работ в соответствии с настоящим Положением и организуют проведение для электромонтажников-шоферов инструктажей всех видов, проверяют знание ими правил ТБ по производству высоковольтных испытаний и других видов ПНР, присваивают соответствующую группу по электробезопасности и выдают удостоверение по ТБ.

При проведении вводного и повторных инструктажей на рабочем месте специалисты участков ПНУ в "Журнале регистрации инструктажа по технике безопасности на рабочем месте" делают запись о необходимости получения электромонтажниками-шоферами на автобазе инструктажа по ремонту, обслуживанию и эксплуатации автомашин и соблюдению правил дорожного движения.

7.5. Специалисты участков ПНУ и бригадиры высоковольтной автолаборатории обеспечивают соблюдение электромонтажниками-шоферами трудовой и производственной дисциплины, сохранность автомашин в период производства работ и нахождения их в командировке и несут ответственность за вышеперечисленное, а также за создание безопасных условий ремонта и обслуживания в пути следования и в командировках.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.