Досье на проект федерального закона N 53700-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части дифференциации мошенничества на отдельные составы) (внесен Верховным Судом РФ) (подписан Президентом РФ)

Досье на проект федерального закона N 53700-6
"О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(в части дифференциации мошенничества на отдельные составы)

 

11.04.2012 внесен Верховным Судом РФ
05.04.2012 постановление Пленума Верховного Суда РФ N 6
           текст законопроекта, внесенного в ГД 
           пояснительная записка
           официальный отзыв Правительства РФ
           заключение Комитета ГД по гражданскому, уголовному,
           арбитражному и процессуальному законодательству
           заключение Правового управления Аппарата ГД (первое чтение)
09.10.2012 заключение Ассоциации российских банков (письмо N А-01/1С-582)
23.10.2012 принят ГД в первом чтении постановлением N 982-6 ГД
           текст законопроекта, принятого ГД в первом чтении
23.11.2012 принят ГД во втором чтении постановлением N 1285-6 ГД
           текст законопроекта, подготовленного ГД ко второму чтению
23.11.2012 принят ГД постановлением N 1286-6 ГД
27.11.2012 заключение Комитета СФ по конституционному законодательству, правовым
           и судебным вопросам, развитию гражданского общества N 3.1-05/2586
28.11.2012 одобрен СФ постановлением N 362-СФ
29.11.2012 подписан Президентом РФ N 207-ФЗ

 

Государственной Думой РФ 23 ноября 2012 г. во втором и третьем чтениях приняты поправки к УК РФ, предусматривающие дифференциацию мошенничества в зависимости от сферы экономической деятельности.

Закрепленный в настоящее время в УК РФ состав мошенничества охватывает все случаи хищения чужого имущества или приобретения права на него путем обмана или злоупотребления доверием. Однако он не в полной мере учитывает особенности тех или иных экономических отношений. Это не позволяет на практике должным образом защищать интересы пострадавших от мошеннических действий.

В связи с этим предлагается включить в УК РФ отдельные статьи, предусматривающие уголовную ответственность за мошенничество в сфере кредитования, страхования, предпринимательской деятельности, компьютерной информации, при получении выплат, а также с платежными картами.

Общий состав мошенничества предлагается сохранить, дополнив его новым квалифицирующим признаком - мошеннические действия, повлекшие лишение права гражданина на жилое помещение. Такие деяния достаточно распространены и должны строго караться независимо от стоимости жилья, которого лишился потерпевший. Кроме того, планируется значительно увеличить размер штрафа, применяемого дополнительно к лишению свободы за мошенничество с использованием своего служебного положения или в крупном размере.

Для исключения практики возбуждения "заказных" уголовных дел планируется отнести все виды мошенничества, присвоение или растрату, а также причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием к делам частно-публичного обвинения. То есть они будут возбуждаться только по заявлению потерпевшего. Условие - указанные деяния совершены индивидуальным предпринимателем или членом органа управления коммерческой организации при ведении бизнеса. Исключение составят случаи причинения вреда государственным (муниципальным) компаниям или совершение этих деяний в отношении государственного (муниципального) имущества.

Лиц, подозреваемых или обвиняемых в мошенничестве (независимо от его вида), нельзя будет заключать под стражу, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности.

Также вводится уголовная ответственность за фальсификацию сотрудником силовых ведомств результатов оперативно-разыскной деятельности, если это было сделано в целях уголовного преследования лица, заведомо непричастного к преступлению, либо чтобы причинить вред чести, достоинству и деловой репутации.

При проведении гласных оперативно-разыскных мероприятий планируется предусмотреть возможность копирования информации с изъятых электронных носителей. Такое право предоставят не только владельцу носителя, но и обладателю содержащихся на нем данных. Это будет касаться также случаев проведения обыска и выемки в ходе предварительного расследования.