Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 4 июня 2012 г. N 03-03-06/1/292 Об учете в целях налогообложения прибыли расходов на рекламу с использованием баннеров и обеспечение работников бесплатными горячими обедами

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 4 июня 2012 г. N 03-03-06/1/292


Вопрос: 1. По договору с ООО (далее - Рекламораспространитель) Рекламораспространитель оказывает нашему предприятию услуги по размещению наружной рекламы на территории стадиона. Договор заключен сроком на один год. Стоимость услуг составляет 100 000 рублей в месяц, в том числе НДС 18%. По договору Рекламораспространитель за свой счет изготавливает, монтирует рекламные баннеры с информацией о нашем предприятии, обеспечивает освещение баннеров в вечернее и ночное время и пр.

Ежемесячно Рекламораспространитель предоставляет акт об оказанных услугах и счет-фактуру.

Правомерно ли относить данные затраты к расходам, учитываемым в целях исчисления налога на прибыль по п. 4 ст. 264 НК РФ и принять входной НДС к вычету из бюджета по ст. 171 НК РФ?

2. Согласно трудовым договорам с работниками Работодатель организует и обеспечивает работников бесплатными горячими обедами на сумму 130 руб. в день. Стоимость бесплатных обедов в целях исчисления обязательных страховых взносов и налога на доходы физических лиц включается в совокупный доход работника. Для этого наше предприятие заключило договор с ИП на услуги по обеспечению горячим питанием, согласно которому ИП своими силами, из своего сырья изготавливает комплексные обеды, доставляет и обеспечивает на месте организацию процесса питания наших работников. Стоимость услуг не облагается НДС.

1). Правомерно ли относить данные затраты к расходам, учитываемым в целях исчисления налога на прибыль по ст. 255 НК РФ?

2). В связи с тем, что услуги по организации питания сотрудникам оказывает сторонняя организация, правомерно ли не начислять НДС к уплате в бюджет со стоимости обедов?


Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.

1. В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

На основании статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Как установлено подпунктом 28 пункта 1 статьи 264 Кодекса, к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся в том числе расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений пункта 4 статьи 264 Кодекса.

Пунктом 4 статьи 264 Кодекса установлено, что к расходам организации на рекламу в целях главы 25 Кодекса относятся, в том числе расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов. Данные расходы являются ненормируемыми.

Согласно части 1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Таким образом, расходы на рекламу с использованием баннеров могут быть учтены при исчислении налога на прибыль организаций.

2. Согласно статье 255 Кодекса в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников и предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

В пункте 4 статьи 255 Кодекса установлено, что к расходам на оплату труда в целях главы 25 Кодекса относится, в частности, стоимость бесплатно предоставляемых работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации коммунальных услуг, питания и продуктов, предоставляемого работникам налогоплательщика в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядке бесплатного жилья (суммы денежной компенсации за непредоставление бесплатного жилья, коммунальных услуг и иных подобных услуг).

При этом в пункте 25 статьи 270 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде компенсаций удорожания стоимости питания в столовых, буфетах или профилакториях либо предоставления его по льготным ценам или бесплатно (за исключением специального питания для отдельных категорий работников в случаях, предусмотренных действующим законодательством, и за исключением случаев, когда бесплатное или льготное питание предусмотрено трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами).

Таким образом, стоимость бесплатно предоставляемых обедов может быть учтена при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе расходов на оплату труда при условии, что такое питание предусмотрено в трудовом договоре и (или) коллективном договоре в качестве оплаты труда.

Одновременно сообщаем, что ответ по вопросу о принятии входного НДС к вычету из бюджета будет направлен дополнительно.


Заместитель директора Департамента

С.В. Разгулин


В целях налогообложения прибыли к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся также затраты на рекламу.

К ним относятся в т. ч. расходы на наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и щитов. Данные затраты не нормируются.

Таким образом, расходы на рекламу с использованием баннеров могут учитываться при исчислении налога на прибыль.

Стоимость бесплатных обедов для работников может учитываться в составе расходов на оплату труда, если такое питание предусмотрено в трудовом и (или) коллективном договоре в качестве оплаты труда.


Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 4 июня 2012 г. N 03-03-06/1/292


Текст письма официально опубликован не был


Актуальный текст документа