Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 11 июля 2012 г. N 03-03-06/1/334
Вопрос: Действующее законодательство Российской Федерации допускает изъятие земельных участков и иного имущества, принадлежащего физическим или юридическим лицам, путем выкупа для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 года N 262 убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, включаются в плату за изымаемый земельный участок (выкупную цену), порядок определения которой регулируется гражданским законодательством.
Налоговые органы считают, что денежная сумма в виде компенсации за сносимое здание, упущенная выгода и другие возмещаемые убытки в целях исчисления налога на прибыль учитываются в составе доходов в полном объеме. Контролеры объясняют это тем, что средства, полученные организациями в погашение убытка (включая упущенную выгоду), приобретенного в результате изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в статье 251 Налогового кодекса Российской Федерации не поименованы.
Министерство финансов Российской Федерации также неоднократно заявляло, что средства, полученные организациями в качестве платы за изымаемый земельный участок, а также в погашение убытка (включая упущенную выгоду), полученного в результате изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, рассматриваются для целей налогообложения как внереализационные доходы (письма Минфина России от 13 марта 2008 года N 03-03-06/4/15, от 5 декабря 2008 года N 03-03-06/1/678, от 24 марта 2011 года N 03-03-06/1/171).
Президиум Высшего арбитражного суда Российской Федерации признал, что средства, полученные обществом в виде компенсации убытков за изъятие земельного участка, не включаются в налоговую базу при исчислении налога на прибыль. В противном случае, взимание с собственника земельного участка, изъятого для государственных нужд, налога на прибыль с суммы возмещения нарушало бы принцип полного возмещения, определенный законодателем для таких случаев (Постановление Президиума ВАС РФ от 23 июня 2009 года N 2019/09).
Таким образом, в сложившейся ситуации, при условии, если в состав выкупной цены не будут включены затраты, связанные с необходимостью уплаты налога на прибыль, у правообладателя (юридического лица) существует два пути:
1. Налогоплательщикам, не желающим спорить с проверяющими, - включать полученную сумму выкупной цены за изъятие земельного участка в доходы для исчисления налога на прибыль. При этом нарушается принцип полного возмещения, то есть получаемых денежных средств не будет достаточно для восстановления нарушенных прав;
2. Налогоплательщикам, готовым к судебному разбирательству, - не учитывать полученную сумму выкупной цены за изъятие земельного участка в составе доходов для исчисления налога на прибыль. При этом, в случае положительного решения суда в пользу Налогоплательщика, государство несет расходы в размере издержек, связанных с судопроизводством.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имею право на получение от Министерства финансов Российской Федерации письменных разъяснений по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
На основании вышеизложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации, просим изложить официальную позицию Министерства финансов Российской Федерации относительно вопроса учета налога на прибыль при расчете выкупной цены, связанной с изъятием и/или временным занятием земельных участков для государственных нужд у юридических лиц.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета суммы возмещения за изъятие земельного участка путем выкупа для государственных и муниципальных нужд в составе доходов при исчислении налога на прибыль организаций и сообщает следующее.
Условия и порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд отражены в статье 55 Земельного кодекса Российской Федерации.
Отношения, связанные с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд путем выкупа, регулируются статьями 279, 281 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Основания и порядок возмещения убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, причиненных изъятием земельных участков, установлены Правилами возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 N 262.
В соответствии с пунктом 2 статьи 281 ГК РФ при определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Вопросы, относящиеся к определению выкупной цены изымаемых земельных участков, не регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) и не относятся к компетенции Департамента.
Одновременно по вопросу о порядке учета суммы выкупной цены, полученной за изъятие земельного участка, для целей налогообложения налогом на прибыль организаций сообщаем следующее.
Согласно статьям 247 и 248 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций является выручка от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов в порядке, установленном НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Соответственно, порядок учета суммы компенсации, получаемой в связи с изъятием имущества для государственных и муниципальных нужд, обусловлен наличием факта передачи изымаемого имущества в государственную или муниципальную собственность.
Так, в случае изъятия объектов недвижимого имущества путем выкупа в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239 ГК РФ) без перехода указанного имущества в государственную или муниципальную собственность сумма получаемой компенсации включается в состав внереализационных доходов.
Соответственно, переход права собственности на земельный участок, принадлежащий налогоплательщику, в связи с его изъятием путем выкупа для государственных и муниципальных нужд, признается для целей налогообложения реализацией земельного участка.
Особенности определения расходов при реализации товаров и (или) имущественных прав определены статьей 268 НК РФ. В соответствии с подпунктом 2 статьи 268 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить доход от реализации земельного участка на расходы, связанные с приобретением указанного имущества.
Также сообщаем, что доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, определены в статье 251 НК РФ. Данный перечень доходов является исчерпывающим.
Средства, полученные в качестве возмещения за изымаемый земельный участок, а также в погашение убытка (включая упущенную выгоду), полученного в результате изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в статье 251 НК РФ не поименованы.
В соответствии со статьей 41 НК РФ доходом для целей налогообложения прибыли организаций признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.
Учитывая положения статей 41 и 268 НК РФ, при изъятии земельного участка путем его выкупа для государственных и муниципальных нужд, у налогоплательщика возникает доход от реализации, который учитывается при формировании налогооблагаемой прибыли, в случае, если выкупная цена земельного участка превышает расходы, связанные с приобретением данного имущества.
Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснено, как учитывать суммы выкупной цены, полученной в связи с изъятием земельного участка для государственных и муниципальных нужд, при налогообложении прибыли.
Порядок учета суммы компенсации, получаемой в связи с изъятием имущества для государственных и муниципальных нужд, обусловлен наличием факта передачи данного имущества в государственную или муниципальную собственность.
Если земельный участок изымается путем выкупа без перехода в государственную или муниципальную собственность, сумма получаемой компенсации включается в состав внереализационных доходов.
Переход права собственности на принадлежавшую налогоплательщику землю в связи с его изъятием признается при налогообложении реализацией земельного участка.
НК РФ содержит особенности определения расходов при реализации товаров и (или) имущественных прав. Налогоплательщик вправе уменьшить доход от реализации участка на расходы, связанные с его приобретением.
При изъятии земельного участка путем его выкупа для государственных и муниципальных нужд у налогоплательщика возникает доход от реализации, который учитывается при формировании налогооблагаемой прибыли, если выкупная цена земли превышает расходы, связанные с ее приобретением.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 11 июля 2012 г. N 03-03-06/1/334
Текст письма официально опубликован не был