На основании статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), в соответствии с приказом ФАС России от 26.06.2012 N 423 "О создании инспекции по осуществлению внеплановых проверок" Инспекция ФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) рассмотрев обращение Заявителя на действия Заказчика, конкурсной комиссии Заказчика, содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении открытых конкурсов на право заключения государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по федеральной целевой программе "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу".
- Конкурс N 7, Лот N 1 "Выполнение НИОКР "Разработка технологии и организация производства биотехнологического жизненно необходимого и важнейшего лекарственного средства Этанерцепт, не производимого отечественными производителями и не защищенного патентами иностранных компаний на территории Российской Федерации" Шифр "1.3 Этанерцепт 2012" (далее - Конкурс N 1);
- Конкурс N 3, Лот N 3 "Выполнение НИОКР "Разработка технологии и организация производства синтетического жизненно необходимого и важнейшего лекарственного средства Ритонавир, не производимого отечественными производителями и не защищенного патентами иностранных компаний на территории Российской Федерации" Шифр "1.1 Ритонавир 2012" (далее - Конкурс N 2) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частями 4-6 статьи 17 Закона о размещении заказов, приказом ФАС России от 26.06.2012 N 423, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя на действия Заказчика, Конкурсной комиссии при проведении Конкурсов N 1, 2.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями:
- Заказчика, выразившимися в установлении в конкурсных документациях требования к участникам размещения заказов о наличии действующих лицензий на выполнение работ по предмету лота конкурса, а именно, лицензии на производство лекарственных средств с указанием разрешенных к производству лекарственных форм, соответствующих предмету лота конкурса;
- Конкурсной комиссии, выразившимися в неправомерном отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсах N 1, 2.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурсов N 1, 2 Заказчик, Конкурсная комиссия действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В результате осуществления в соответствии с частями 4 - 6 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Инспекция установила следующее.
1. 27.02.2012 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении Конкурса N 1 с начальной (максимальной) ценой государственного контракта по лоту N 1 - 76 350 000,00 рублей.
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе N 1 от 29.03.2012 N 22в/01-13 по окончании срока подачи заявок на участие в Конкурсе N 1 по лоту N 1 подано 5 (пять) заявок на участие в Конкурсе N 1 по лоту N 1.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Конкурсе N 1 от 12.04.2012 N 46р/01-13 1 (один) участник размещения заказа допущен к участию в Конкурсе N 1 по лоту N 1 и признан участником Конкурса N 1 по лоту N 1. В соответствии с частью 4 статьи 27 Закона о размещении заказов Конкурс N 1 по лоту N 1 признан несостоявшимся. Участник размещения заказа ЗАО "Г..." признан победителем Конкурса N 1 по лоту N 1.
По результатам проведения Конкурса N 1 по лоту N 1 03.05.2012 между Заказчиком и победителем Конкурса N 1 по лоту N 1 ЗАО "Г..." заключен государственный контракт N 12411.1008799.13.010 по цене 40 000 000,00 рублей.
2. 28.02.2012 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении Конкурса N 2 с начальной (максимальной) ценой государственного контракта по лоту N 3 - 16 500 000,00 рублей.
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе N 2 от 03.04.2012 N 29в/03-13 по окончании срока подачи заявок на участие в Конкурсе N 2 по лоту N 3 подано 4 (четыре) заявки на участие в Конкурсе N 2 по лоту N 3.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Конкурсе N 2 от 17.04.2012 N 55р/03-13 2 (два) участника размещения заказа допущены к участию в Конкурсе N 2 по лоту N 3 и признан участниками Конкурса N 2 по лоту N 3.
Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе N 2 по лоту N 3 от 18.04.2012 N 58оц/03-13 победителем Конкурса N 2 по лоту N 3 признан участник размещения заказа ЗАО "Ф...".
По результатам проведения Конкурса N 2 по лоту N 3 05.05.2012 между Заказчиком и победителем Конкурса N 2 по лоту N 3 ЗАО "Ф..." заключен государственный контракт N 12411.1008799.13.027 по цене 10 000 000,00 рублей.
3. Пунктом 7 раздела II "Информационная карта конкурса" Конкурсных документаций установлено требование к участникам размещения заказов о наличии действующих лицензий на выполнение работ по предмету лота конкурса, а именно, лицензии на производство лекарственных средств с указанием разрешенных к производству лекарственных форм, соответствующих предмету лота конкурса.
Согласно пункту 10 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать, в том числе, требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 Закона о размещении заказов.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются обязательные требования к участникам размещения заказа, в том числе, о соответствии участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Пунктом 3 раздела II "Информационная карта конкурса" Конкурсных документаций предмет Конкурса N 1 по лоту N 1 определен как "НИОКР "Разработка технологии и организация производства биотехнологического жизненно необходимого и важнейшего лекарственного средства Этанерцепт, не производимого отечественными производителями и не защищенного патентами иностранных компаний на территории Российской Федерации" Шифр "1.3 Этанерцепт 2012"; предмет Конкурса N 2 по лоту N 3 определен как "НИОКР "Разработка технологии и организация производства синтетического жизненно необходимого и важнейшего лекарственного средства Ритонавир, не производимого отечественными производителями и не защищенного патентами иностранных компаний на территории Российской Федерации" Шифр "1.1 Ритонавир 2012".
Пунктом 3 раздела III "Требования к техническим характеристикам работ" Конкурсных документаций установлено следующее содержание работ, подлежащих выполнению в рамках государственных контрактов:
- разработка состава и технологии производства лекарственного средства Этанерцепт в форме лиофилизата для приготовления раствора для подкожного введения, Ритонавир в форме капсул (далее - ЛП);
- разработка методов контроля качества ЛП;
- наработка и контроль качества образцов ЛП;
- доклиническое исследование ЛП;
- разработка документов для государственной регистрации ЛП в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, определен частью 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании). Согласно пунктам 16, 47 указанного перечня к лицензируемым видам деятельности относятся производство лекарственных средств и фармацевтическая деятельность.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона о лицензировании положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Положение о лицензировании производства лекарственных средств утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 N 684 "Об утверждении Положения о лицензировании производства лекарственных средств".
Положение о лицензировании фармацевтической деятельности утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности".
Согласно статье 2 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности фармацевтическая деятельность включает работы и услуги согласно приложению, в том числе, в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения:
- оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения;
- хранение лекарственных средств для медицинского применения;
- хранение лекарственных препаратов для медицинского применения;
- перевозка лекарственных средств для медицинского применения;
- перевозка лекарственных препаратов для медицинского применения;
- розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения;
- отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения;
- изготовление лекарственных препаратов для медицинского применения.
Учитывая изложенное, разработка технологии и организация производства лекарственного средства, являющаяся предметом Конкурсов N 1, 2, не относится к видам деятельности, подлежащим лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, установление Заказчиком в Конкурсных документациях требования к участникам размещения заказов о наличии действующих лицензий на выполнение работ по предмету лота конкурса, а именно, лицензии на производство лекарственных средств с указанием разрешенных к производству лекарственных форм, соответствующих предмету лота конкурса, нарушает часть 4 статьи 11 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона о размещении заказов отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям, кроме указанных в части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов случаев, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Конкурсе N 2 от 17.04.2012 N 55р/03-13 Заявителю отказано в допуске к участию в Конкурсе N 2 по лоту N 3 на основании пункта 2 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов в связи с тем, что перечень разрешенных для производства лекарственных форм, содержащийся в лицензии на осуществление деятельности по производству лекарственных средств (лицензия N 11325-ЛС-П от 04.08.2011), представленной Заявителем в заявке на участие в Конкурсе N 2 по лоту N 3, не содержит лекарственной формы, соответствующей форме капсулы.
Ввиду того, что установление Заказчиком в Конкурсной документации требования к участникам размещения заказов о наличии действующих лицензий на выполнение работ по предмету лота конкурса, а именно, лицензии на производство лекарственных средств с указанием разрешенных к производству лекарственных форм, соответствующих предмету лота конкурса, нарушает часть 4 статьи 11 Закона о размещении заказов, действия Конкурсной комиссии, выразившиеся в отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе N 2 по лоту N 3, нарушают часть 2 статьи 12 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частями 4 - 6 статьи 17 Закона о размещении заказов, приказом ФАС России от 26.06.2012 N 423, Инспекция решила:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
2. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение части 2 статьи 12 Закона о размещении заказов.
3. В связи с тем, что по результатам проведения Конкурсов N 1, 2 государственные контракты заключены, предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов не выдавать.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 11.07.2012 N П-367/12 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 11 июля 2012 г. N П-367/12 "По делу о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства о размещении заказов" (извлечение)
Текст решения официально опубликован не был