Решение Верховного Суда РФ от 13 июня 2012 г. N АКПИ12-491 О признании частично не действующим Положения Центрального банка РФ от 12 октября 2011 г. N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации"

Решение Верховного Суда РФ от 13 июня 2012 г. N АКПИ12-491

 

Именем Российской Федерации

ГАРАНТ:

Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 25 сентября 2012 г. N АПЛ12-511 настоящее решение оставлено без изменения

Верховный Суд Российской Федерации в составе

судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,

при секретаре Карулине И.А.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Астахова С.А. о признании частично недействующими пунктов 1.1 (абзац первый), 1.2 (абзацы первый, третий), 1.3 (абзац первый), 1.4, 1.5 (абзац первый), 1.6 (абзацы первый, второй), 1.8, 1.9, 1.10, 1.11, 2.1 (абзацы первый, третий), 2.5 (абзац десятый), 3.1, 3.3 (абзац первый), 4.1, 4.2 (абзац четвертый), 4.4 (абзац первый), 4.6 (абзац шестой), 5.1 (абзац первый), 6.1 (абзац первый) Положения Центрального банка Российской Федерации от 12 октября 2011 г. N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации" и пунктов I, II приложения к данному Положению, установил:

Положение Центрального банка Российской Федерации (Банка России) от 12 октября 2011 г. N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации" (далее - Положение N 373-П) зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации (Минюст России) 24 ноября 2011 г., регистрационный N 22394, официально опубликовано в журнале "Вестник Банка России" за 2011 г. N 66.

Астахов С.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании Положения N 373-П недействующим в части, распространяющей его действие на физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели) (абзац первый пункта 1.1); устанавливающей, что заверительная надпись о количестве листов кассовой книги 0310004 скрепляется оттиском печати (при наличии) индивидуального предпринимателя (абзац десятый пункта 2.5); предусматривающей, что реестр депонированных сумм содержит фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя (абзац шестой пункта 4.6), а также в части указаний на индивидуального предпринимателя (в соответствующем числе и падеже) в нормах, связанных с определением лимита остатка денежных средств и места их хранения, обязывающих хранить на банковских счетах в банках наличные деньги сверх установленного лимита и определяющих процедуру их внесения в банк, регулирующих организацию работы по ведению кассовых операций, устанавливающих требования к оформлению кассовых документов (приходных и расходных ордеров, кассовой книги), порядок приема и выдачи наличных денег (пункты 1.2 (абзацы первый, третий), 1.3 (абзац первый), 1.4, 1.5 (абзац первый), 1.6 (абзацы первый, второй), 1.8, 1.9, 1.10, 1.11, 2.1 (абзацы первый, третий), 3.1, 3.3 (абзац первый), 4.1, 4.2 (абзац четвертый), 4.4 (абзац первый), 5.1 (абзац первый), 6.1 (абзац первый) и пункты I, II приложения, регламентирующие определение лимита остатка наличных денежных средств).

Считает оспариваемые правовые нормы (с учетом уточнений) не соответствующими статьям 19 (часть 2), 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, статьям 1, 861 (пункт 2) Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 4 (пункт 2), 7, 34 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", статьям 4, 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" по тем причинам, что приняты Банком России с превышением своих полномочий, устанавливают обязанности по внесению наличных денег в банк с целью их хранения только для граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, ограничивая тем самым их права и свободы по сравнению с другими гражданами по признакам осуществления деятельности и социальной принадлежности, нарушают права индивидуальных предпринимателей, каковым он является, на свободное распоряжение и хранение принадлежащего им имущества (денежных средств), возлагают на них не предусмотренные законом обязанности по хранению денежных средств в специально установленных местах и в коммерческих банках, а также по оформлению передачи наличных денег самим себе с использованием бланков, не предназначенных для этих целей.

Банк России, Минюст России, Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная налоговая служба (ФНС России), привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, в письменных возражениях указали на то, что Положение N 373-П принято Банком России в пределах его компетенции, оспариваемые нормативные положения не противоречат Конституции Российской Федерации и иному федеральному законодательству, не нарушают каких-либо прав и законных интересов заявителя.

Выслушав объяснения Астахова С.Н., поддержавшего доводы заявления, возражения представителей Банка России Иванова П.Г., Калининой О.Л., Собецкой И.В., Тимербаевой С.М., Минюста России Османовой И.А., ФНС России Орловой С.В, проверив Положение N 373-П в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для признания оспариваемых нормативных положений недействующими.

В силу части 2 статьи 75 Конституции Российской Федерации защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 14 декабря 2000 г. N 268-О указал на особый конституционно-правовой статус Банка России, который проявляется, в частности, в наделении его нормотворческими полномочиями, предполагающими исключительные права и обязанности Банка России по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил поведения по вопросам, отнесенным к его компетенции и требующим правового регулирования.

В соответствии со статьями 4, 7, 34 Федерального закона "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России наделен монопольным правом организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, определения порядка ведения кассовых операций; по вопросам, отнесенным к его компетенции издает нормативные акты в форме указаний, положений и инструкций, подлежащих официальному опубликованию в "Вестнике Банка России".

Положение N 373-П, определяющее, согласно его преамбуле, порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетами Банка России на территории Российской Федерации в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения, издано Банком России по вопросу, отнесенному к его исключительной компетенции, с соблюдением формы, порядка издания и опубликования нормативного правового акта.

Установленный Банком России порядок ведения кассовых операций и учета наличных денег, поступающих в кассу и выдаваемых из кассы, распространяется на всех субъектов предпринимательской деятельности, как на юридических лиц, так и на индивидуальных предпринимателей (абзац первый пункта 1.1 Положения N 373-П). Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которым бы индивидуальные предприниматели освобождались от соблюдения порядка ведения кассовых операций полностью или в части и которому могли бы противоречить оспариваемые нормы, не имеется.

Утверждения заявителя о нарушении принципа равенства физических лиц по признакам осуществления деятельности и социальной принадлежности, дискриминации индивидуальных предпринимателей, ограничению их гражданских прав при проведении расчетов, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также при определении места хранения ими своих денежных средств, лишены правовых оснований.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в ряде его решений, соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, но не препятствует законодателю использовать дифференцированный подход к установлению прав и обязанностей для различных категорий субъектов права (Постановление от 20 декабря 2010 г. N 21-П, Постановление от 1 марта 2012 г. N 5-П, Определение от 3 апреля 2009 г. N 480-О-О).

Гражданский кодекс Российской Федерации, устанавливая в главе 3 правовой статус граждан (физических лиц), выделяет отдельную категорию граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, предусматривает применение к такой деятельности правил Кодекса, регулирующих деятельность юридических лиц (статья 23). Статья 861 этого Кодекса дифференцирует формы расчетов с участием граждан в зависимости от того, связаны ли эти расчеты с осуществлением ими предпринимательской деятельности.

Законодательство в сфере административных отношений, в том числе в налоговых, также предусматривает различия в правовом положении граждан (физических лиц), предопределенные спецификой их участия в гражданском обороте. В частности, Налоговый кодекс Российской Федерации помимо общих для всех налогоплательщиков обязанностей устанавливает для индивидуальных предпринимателей обязанность сообщать в налоговый орган о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности (подпункт 1 пункта 2 статьи 23), предусматривает особенности исчисления и уплаты сумм налога указанной категорией физических лиц (статья 227).

Положение N 373-П распространяется на граждан, принадлежащих к одной категории, и не регулирует права и обязанности граждан, не являющихся субъектами предпринимательской деятельности, никаких обязательных для них правил не устанавливает и ограничений не вводит.

По своему содержанию оспариваемые нормы соответствуют федеральным законам, определяющим особенности правового положения индивидуальных предпринимателей.

В отличие от пункта 1 статьи 861 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы, пунктом 2 этой статьи определено, что расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке; расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом.

В силу статьи 4 Федерального закона "О бухгалтерском учете" граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.

Налоговый кодекс Российской Федерации, предписывая налогоплательщикам нести обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, сохраняет для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, действующий порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности, обязывает налогоплательщиков по единому налогу на вмененный доход соблюдать порядок ведения кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 9 пункта 1 статьи 23, пункт 4 статьи 346.11, пункт 5 статьи 346.26).

Следовательно, в силу указанных законоположений индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать установленный Банком России порядок ведения кассовых операций при осуществлении ими предпринимательской деятельности.

Установленные для них требования к хранению денежных средств в пределах остатка наличных денег в месте приема и выдачи денег, а сверх лимита - в банках, не могут рассматриваться как вмешательство в частные дела граждан, на что ссылается заявитель. Данные требования применяются не в отношении всех денежных средств, принадлежащих гражданам, а лишь к тем наличным деньгам, которые получены в результате предпринимательской деятельности граждан и подлежат зачислению на счета, используемые в этой деятельности и сообщаемые налоговому органу на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом лимит остатка денежных средств, а также место приема и выдачи денег индивидуальные предприниматели определяют самостоятельно, без согласования с банком.

Необоснован и довод заявителя о том, что Банк России, обязывая сдавать в банк наличные деньги, полученные в виде дохода от предпринимательской деятельности, вынуждает осуществлять граждан в безналичном порядке и расчеты, не связанные с осуществлением такой деятельности. Положение N 373-П не ограничивает право индивидуальных предпринимателей по своему усмотрению распоряжаться денежными средствами, хранящимися на его расчетном счете, переводить эти средства на свой текущий счет, снимать их со счета и использовать на любые цели, в том числе не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Нельзя согласиться и с тем, что оспариваемые правовые нормы устанавливают обязанность индивидуальных предпринимателей выдавать самим себе приходные и расходные кассовые документы, причем с использованием унифицированных форм, предназначенных для ведения бухгалтерского учета, что, по мнению заявителя, не имеет ничего общего с наличным денежным обращением, организация которого отнесена к функциям Банка России.

Положение N 373-П не обязывает индивидуальных предпринимателей выдавать денежные средства самим себе, а предписывает им осуществлять учет наличных денег, полученных при осуществлении предпринимательской деятельности, и оформлять кассовые документы, отражающие их движение, что непосредственно связано с организацией наличного денежного обращения в сфере предпринимательской деятельности. Включение в оспариваемый нормативный правовой акт отсылочных норм, указывающих на применение унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, утвержденных постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88, является одним из способов правового регулирования и не свидетельствует о незаконности этих норм.

Осуществленное Банком России правовое регулирование порядка ведения кассовых операций не противоречит Конституции Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации и другим федеральным законам, на что ссылается заявитель в обоснование своего требования, в связи с чем в удовлетворении заявления надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:

в удовлетворении заявления Астахова С.А. о признании частично недействующими пунктов 1.1 (абзац первый), 1.2 (абзацы первый, третий), 1.3 (абзац первый), 1.4, 1.5 (абзац первый), 1.6 (абзацы первый, второй), 1.8, 1.9, 1.10, 1.11, 2.1 (абзацы первый, третий), 2.5 (абзац десятый), 3.1, 3.3 (абзац первый), 4.1, 4.2 (абзац четвертый), 4.4 (абзац первый), 4.6 (абзац шестой), 5.1 (абзац первый), 6.1 (абзац первый) Положения Центрального банка Российской Федерации от 12 октября 2011 г. N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации" и пунктов I, II приложения к данному Положению отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации 

Н.К. Толчеев

Предприниматель обратился в ВС РФ с заявлением о признании Положения ЦБР о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории нашей страны недействующим в части, распространяющей его действие на индивидуальных предпринимателей.

Заявитель считает, что оспариваемое положение не соответствует закону, т. к. оно устанавливает обязанности по внесению наличных денег в банк с целью их хранения только для индивидуальных предпринимателей. Тем самым ограничиваются их права и свободы по сравнению с другими гражданами.

Кроме того, положение возлагает на предпринимателей не предусмотренные законом обязанности по хранению денежных средств в специально установленных местах и в коммерческих банках, а также по оформлению передачи наличных денег самим себе с использованием бланков, не предназначенных для этих целей.

ВС РФ отклонил доводы заявителя, пояснив следующее.

Оспариваемое положение распространяется на граждан, принадлежащих к одной категории, и не регулирует права и обязанности тех, кто не является субъектами предпринимательской деятельности. Этот акт никаких обязательных для них правил не устанавливает и ограничений не вводит.

Требования к хранению денежных средств в пределах остатка наличных в месте приема и выдачи денег, а сверх лимита - в банках, применяются лишь к тем наличным деньгам, которые получены в результате предпринимательской деятельности граждан и подлежат зачислению на счета, используемые в этой деятельности и сообщаемые налоговому органу. При этом лимит остатка денежных средств, а также место приема и выдачи денег предприниматели определяют самостоятельно, без согласования с банком.

Оспариваемое положение также не обязывает индивидуальных предпринимателей выдавать денежные средства самим себе, а лишь предписывает им учитывать наличные деньги, полученные при осуществлении своей деятельности, и оформлять кассовые документы, отражающие их движение.


Решение Верховного Суда РФ от 13 июня 2012 г. N АКПИ12-491


Текст решения официально опубликован не был


Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 25 сентября 2012 г. N АПЛ12-511 настоящее решение оставлено без изменения


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.