Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 8 августа 2012 г. N 03-11-11/230
Вопрос: Верно ли, что при осуществлении розничной торговли индивидуальными предпринимателями в объектах стационарной торговой сети, не являющихся магазинами, павильонами, розничными рынками, ярмарками, киосками, палатками, торговыми автоматами, например, в торговых комплексах, торговых центрах применение патента Налоговым кодексом РФ главой 26.5 НК РФ не предусмотрено?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение, поступившее по электронным средствам связи, и по вопросу о порядке применения положений главы 26.5 "Патентная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, на основании информации, изложенной в обращении, сообщает следующее.
Федеральным законом от 25 июня 2012 г. N 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2013 г. вводится в действие глава 26.5 "Патентная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Согласно подпунктам 45 и 46 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса патентная система налогообложения применяется в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, а также в отношении розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети.
В соответствии с пунктом 3 статьи 346.43 Кодекса, в целях применения подпунктов 45 - 47 пункта 2 указанной статьи Кодекса, к стационарной торговой сети, имеющей торговые залы, относится торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны.
К стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, относится торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся розничные рынки, ярмарки, киоски, палатки, торговые автоматы.
Под нестационарной торговой сетью понимается торговая сеть, функционирующая на принципах развозной и разносной торговли, а также объекты организации торговли, не относимые к стационарной торговой сети.
К развозной торговле относится розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только с транспортным средством. К данному виду торговли относится торговля с использованием автомобиля, автолавки, автомагазина, тонара, автоприцепа, передвижного торгового автомата.
К разносной торговле относится розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем в организациях, на транспорте, на дому или на улице. К данному виду торговли относится торговля с рук, лотка, из корзин и ручных тележек.
Одновременно следует отметить, что согласно Государственному стандарту Российской Федерации "Торговля. Термины и определения. ГОСТ Р 51303-99", утвержденному постановлением Госстандарта России от 11 августа 1999 г. N 242-ст, торговым комплексом является совокупность торговых предприятий, реализующих универсальный ассортимент товаров и оказывающих широкий набор услуг, а также централизующих функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности.
Под функциями хозяйственного обслуживания понимается инженерное обеспечение (электроосвещение, тепло- и водоснабжение, канализация, средства связи); ремонт зданий, сооружений и оборудования, уборка мусора, охрана торговых объектов, организация питания служащих и т.п.
Торговым центром признается совокупность торговых предприятий и/или предприятий по оказанию услуг, реализующих универсальный ассортимент товаров и услуг, расположенных на определенной территории, спланированных, построенных и управляемых как единое целое и предоставляющих в границах своей территории стоянку для автомашин.
Соответственно, на территории торговых комплексов и торговых центров могут быть расположены как объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы (магазины и павильоны), так и объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (розничные рынки, ярмарки, киоски, палатки, торговые автоматы).
Кроме того, как указано выше, на патентную систему налогообложения может быть переведена предпринимательская деятельность в сфере розничной торговли, осуществляемая через объекты нестационарной торговой сети, которыми, в частности, признаются объекты организации торговли, не относимые к стационарной торговой сети.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.