Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 3 сентября 2012 г. N 03-03-06/4/95 Об учете в целях налогообложения прибыли расходов на оплату информационных услуг

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 3 сентября 2012 г. N 03-03-06/4/95

 

Вопрос: Саморегулируемая организация является некоммерческой организацией, работающей по УСН (с объектом налогообложения "доходы"), но в её состав входят в основном органы по сертификации лифтов, аккредитованные на соответствие Техническому регламенту о безопасности лифтов, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 г. N 782 и работающие по общей системе налогообложения.

В соответствии с п. 4.3 ГОСТ Р 53783-2010 "Лифты. Правила и методы оценки соответствия лифтов в период эксплуатации": орган по сертификации должен направить информацию о результатах оценки соответствия в аналитический центр лифтовой отрасли для ведения реестра, с целью обобщения данных, анализа информации и последующей выработки мер по безопасной эксплуатации лифтов.

В целях выполнения указанного положения ГОСТ Р 53783-2010, у ряда органов по сертификации - членов Ассоциации заключены договоры с Автономной коммерческой организацией (далее - АНО) на абонентское обслуживание по сбору, учету, обработке, систематизации и предоставлению информации по всему жизненному циклу лифта посредством обеспечения доступа к Единой информационной базе лифтового комплекса РФ, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". На основании договора АНО предоставляет заказчикам систематизированную информацию по письменным запросам на основании имеющейся информации из базы данных (в виде письменного ответа на запрос).

У членов Ассоциации возникает вопрос: учитываются ли расходы по оплате данного договора при расчете налогооблагаемой базы организации при расчете налога на прибыль?

 

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли расходов на оплату информационных услуг и сообщает следующее.

Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы на юридические и информационные услуги.

При этом по общему правилу в соответствии с пунктом 1 статьи 252 Кодекса в целях исчисления налога на прибыль организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ либо обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Учитывая, что в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (часть 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.

Вместе с тем следует иметь в виду, что согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 04.06.2007 N 320-О-П нормы, содержащиеся в абзацах втором и третьем пункта 1 статьи 252 Кодекса, не допускают их произвольного толкования, поскольку требуют установления объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на получение прибыли, причем бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы.

 

Заместитель директора Департамента

С.В. Разгулин

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.