Письмо УФНС России по г. Москве от 10 октября 2012 г. N 16-15/096134@
Вопрос: Какими первичными документами следует оформлять услуги по хранению имущества (товара), оказываемые в рамках договора хранения, для возможности их признания в составе расходов для целей налогообложения прибыли? Какими нормативно-правовыми актами это подтверждается?
Ответ: В соответствии со статьей 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно статье 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, установленные пунктом 2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ.
Постановлением Госкомстата России от 09.08.1999 N 66 утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения. Согласно Указаниям по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения, утвержденным указанным Постановлением, акт по форме N MX-1 применяется для учета приема-передачи товарно-материальных ценностей, переданных от поклажедателей (организаций, индивидуальных предпринимателей) на хранение организации-хранителю.
Для оформления возврата поклажедателю товаров, принятых на хранение хранителем, применяется акт о возврате товарно-материальных ценностей, сданных на хранение (форма N МХ-3). Акт составляется материально ответственным лицом хранителя по истечении срока хранения и при возврате товаров. Документ составляется в двух экземплярах, один из которых остается у хранителя, другой - передается поклажедателю.
Статьей 886 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности. Если одной из сторон договора является юридическое лицо, то согласно статье 887 ГК РФ договор должен быть заключен в письменной форме.
По договору складского хранения товарный склад (хранитель) обязуется за вознаграждение хранить товары, переданные ему товаровладельцем (поклажедателем), и возвратить эти товары в сохранности (пункт 1 статьи 907 ГК РФ).
Таким образом, договор складского хранения является разновидностью договора хранения.
Пунктом 2 статьи 907 ГК РФ предусмотрено, что письменная форма договора складского хранения считается соблюденной, если его заключение и принятие товара на склад удостоверены складским документом (статья 912 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 912 ГК РФ товарный склад выдает в подтверждение принятия товара на хранение один из следующих складских документов:
двойное складское свидетельство;
простое складское свидетельство;
складскую квитанцию.
При этом указанный перечень документов является закрытым и в данном случае не содержится указания на возможность выдачи в подтверждение принятия товара на хранение иных документов.
Таким образом, расходы по хранению товара учитываются для целей налогообложения прибыли организаций при условии их соответствия критериям, установленным статьей 252 Кодекса, в том числе по подтверждению понесенных затрат - документами, оформление которых предусмотрено действующими нормативными актами.
Заместитель руководителя Управления |
Н.В. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо УФНС России по г. Москве от 10 октября 2012 г. N 16-15/096134@
Текст письма опубликован в региональном выпуске газеты "Учет. Налоги. Право в Москве" от 11-17 июня 2013 г. N 21
На основании данного письма подготовлены материалы, опубликованные в газете "Московский налоговый курьер", N 23-24, декабрь 2012 г.