Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо по вопросу предоставления нотариусу профессионального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц и сообщает следующее.
Исчисление и уплата налога на доходы, полученные частнопрактикующими нотариусами, производится в соответствии с положениями главы 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Частнопрактикующие нотариусы самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в бюджет, по суммам доходов, полученных от такой деятельности, в порядке, установленном статьей 225 Кодекса.
Пунктом 2 статьи 54 Кодекса предусмотрено, что индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Минфином России.
Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (далее - Порядок учета) утвержден приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430 (зарегистрирован в Минюсте России 29.08.2002 N 3756).
В соответствии с пунктом 1 статьи 221 Кодекса нотариусы, занимающиеся частной практикой и уплачивающие налог на доходы физических лиц в порядке, предусмотренном статьей 227 Кодекса, при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиками самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.
То есть для включения расходов в сумму профессионального налогового вычета требуется одновременное выполнение нескольких условий, а именно, расходы должны быть фактически произведены, документально подтверждены и непосредственно связаны с извлечением доходов.
В главе 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса не конкретизируется налоговый период, в котором могут быть учтены произведенные расходы, следовательно, такие расходы могут учитываться в составе профессионального налогового вычета в текущем или в последующих налоговых периодах.
В случае, если нотариальная деятельность осуществлялась налогоплательщиком в арендуемом помещении, учет уплаченных им в налоговом периоде сумм арендных платежей, связанных с использованием данного помещения, в составе профессиональных налоговых вычетов при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц за налоговый период является обоснованным при условии их документального подтверждения.
В целях документального подтверждения указанных расходов могут быть документы, оформленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе заключенный договор аренды, график арендных платежей, документы, подтверждающие оплату арендных платежей, акт приемки-передачи арендованного имущества.
Вместе с тем, ФНС России сообщает, что в приведенном разъяснении изложен общий порядок, который не учитывает конкретные обстоятельства и условия отдельной сделки. Учитывая, что не представлены документы и сведения, необходимые для оценки конкретных обстоятельств, дать мотивированное заключение по существу поставленных вопросов не представляется возможным.
Действительный государственный советник |
Д.В. Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Частнопрактикующие нотариусы имеют право на профессиональные налоговые вычеты по НДФЛ в сумме своих расходов.
Разъяснено, что расходы должны быть фактически произведены, документально подтверждены и непосредственно связаны с извлечением доходов.
Если нотариальная деятельность осуществляется в арендуемом помещении, то перечисление соответствующих сумм могут подтверждать договор аренды, график арендных платежей, документы, удостоверяющие внесение арендных платежей, акт приемки-передачи арендованного имущества и др.
Письмо Федеральной налоговой службы от 20 ноября 2012 г. N ЕД-4-3/19532@ "О рассмотрении проекта ответа"
Текст письма официально опубликован не был