Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 27 декабря 2012 г. N 03-03-06/1/727
Вопрос: В целях продвижения уже существующей на рынке продукции или запуска новой Общество несет расходы на создание нескольких вариантов рекламных концепций, направленных на поиск наиболее успешного варианта рекламной концепции, которая окажет максимальное стимулирующее воздействие на спрос потребителей, при этом в результате проведения тестирования с участием потенциальных потребителей и изучения конъюнктуры рынка выбирается для использования и запуска только одна рекламная концепция, которая является наиболее успешной по отзывам респондентов, или не выбирается ни одной из разработанных рекламный концепций.
Положения п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ устанавливают, что налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Налогового кодекса РФ), при этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положения пп. 27 и пп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ устанавливают право налогоплательщика учитывать в составе прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и (или) реализацией продукции налогоплательщика, и расходы на рекламу производимых и (или) реализуемых товаров налогоплательщика.
Правильно ли мы понимаем, что согласно указанным выше положениям Налогового кодекса РФ, Общество имеет право:
учитывать все расходы, связанные с разработкой и исследованием/тестированием рекламных концепций, как тех, в отношении которых было принято решение об использовании, так и тех, по которым не было принято решение об использовании в целях продвижения продукции, в качестве расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль; а входящий НДС может быть принят к вычету, т.к. данные расходы имеют следующую экономическую обоснованность:
- расходы связаны с разработкой и поиском наиболее оптимального варианта рекламной концепции, которая поспособствует увеличению интереса потребителей к запуску Обществом нового или продвижения уже существующего продукта на рынке, а также окажет воздействие на увеличение эффективности от использования такого варианта рекламной концепции с точки зрения финансовых показателей;
- защищают Общество от неэффективных инвестиций в развитие рекламных концепций, которые не окажут стимулирующего воздействия на продвижение продукции на рынке или смогут нанести вред уже сложившемуся имиджу продукта и Обществу в целом;
- расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с принятием решения о производстве и реализации продукции, подлежат единовременному учету в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, до момента запуска продукции, в отношении которой производилось изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, тестирование.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов, связанных с разработкой и исследованием/тестированием рекламных концепций, и сообщает следующее.
Подпунктом 27 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг), относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
В соответствии с подпунктом 28 пункта 1 статьи 264 кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг) деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений пункта 4 указанной статьи.
Пунктом 4 статьи 264 Кодекса установлено, что к расходам организации на рекламу в целях главы 25 Кодекса относятся, в частности, расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) реклама представляет собой информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под понятием "неопределенный круг лиц" подразумеваются лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.
Следовательно, поскольку тестирование рекламной концепции проводится только с участием потенциальных потребителей (ограниченный круг лиц), такие расходы не могут быть отнесены к рекламным.
Указанные расходы, по мнению Департамента, также не могут быть учтены в рамках подпункта 27 пункта 1 статьи 264 Кодекса, поскольку не связаны с текущим изучением (исследованием) конъюнктуры рынка.
Одновременно сообщаем, что в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.