Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 28 декабря 2012 г. N 03-03-06/1/728
Вопрос: В соответствии с внутренним Положением ОАО "О порядке предоставления льготы работникам на улучшение жилищных условий" наше предприятие возмещает молодым специалистам затраты по уплате процентов по кредитному договору на приобретение жилья. Работница, с которой заключен трудовой договор, обратилась в ОАО с заявлением о возмещении указанных затрат.
Документы - договор купли-продажи квартиры, свидетельство о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, банковский кредитный договор - оформлены на работницу и ее супруга. График платежей по кредитному договору первоначально был оформлен на супруга работницы, также на его имя банком была открыта сберегательная книжка, с которой списываются по графику ежемесячные платежи по кредиту, включая проценты. Учитывая, что супруг работницы не является работником нашего предприятия, было предложено переоформить график платежей и сберегательную книжку, с которой списываются проценты по кредиту, на работницу. График платежей был переоформлен банком на работницу, однако от переоформления сберегательной книжки на работницу банк отказался. В настоящее время работница вносит деньги от своего имени приходным ордером на сберегательную книжку своего супруга, после чего банк списывает с данной сберегательной книжки по графику платежи по кредитному договору.
В соответствии с письмом Минфина РФ от 12.03.2012 N 03-03-06/1/122 необходимым условием для признания расходов по возмещению работнику затрат по уплате процентов по займам на приобретение жилого помещения для целей налогообложения прибыли является документальное подтверждение расходов работника по уплате процентов. Являются ли приходные ордера на перечисление средств от имени работницы на сберегательную книжку супруга, с которой банком впоследствии списываются проценты по кредиту, документальным подтверждением расходов работницы по уплате процентов? Просим ответить конкретно, может ли ОАО в данной ситуации учесть расходы по возмещению работнице затрат по уплате процентов по займам на приобретение жилого помещения для целей налогообложения прибыли?
Ответ: Департамент налоговой и таможенной тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета для целей налогообложения прибыли организаций расходов на возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения и сообщает следующее.
В соответствии с положениями статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
В соответствии с пунктом 24.1 статьи 255 Кодекса в целях налогообложения прибыли учитываются расходы на возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения. Указанные расходы для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 3 процентов суммы расходов на оплату труда в целом по организации.
Гражданским законодательством установлено, что приобрести квартиру можно как в единоличную собственность, так и в общую собственность (долевую или совместную).
При этом Кодексом не установлено ограничений относительно применения нормы пункта 24.1 статьи 255 Кодекса только в том случае, если жилая недвижимость приобретается в единоличную собственность работника.
Поэтому в случае, если работник, получивший заем (кредит), приобрел квартиру с использованием заемных средств в общую долевую собственность с членом семьи, близким родственником или иным лицом, организация вправе учитывать в составе расходов затраты на возмещение этому работнику процентов по кредитному договору (договору займа).
При этом следует учитывать, что затраты по уплате процентов по займу (кредиту) должен нести непосредственно сам работник, поскольку пункт 24.1 статьи 255 Кодекса прямо указывает на то, что при исчислении прибыли учитываются расходы на возмещение затрат работника по уплате процентов, а не его супруги (супруга) или иного лица.
В соответствии с требованиями, установленными пунктом 1 статьи 252 Кодекса, для признания расходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций указанные расходы, произведенные работником по уплате процентов по договору займа (кредитному договору), должны быть оформлены документально.
По мнению Департамента, первичными учетными документами, на основании которых расходы по возмещению работнице затрат по уплате процентов по займам на приобретение жилого помещения учитываются для целей налогообложения прибыли организаций, могут являться, в том числе приходные ордера на перечисление средств от имени работницы на сберегательную книжку супруга, с которой банком впоследствии списываются проценты по кредиту.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.