Письмо Федеральной антимонопольной службы от 2 ноября 2012 г. N АГ/35980/12 "О применении пункта 3 Порядка расчетов за природный газ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 N 294"

Письмо Федеральной антимонопольной службы
от 2 ноября 2012 г. N АГ/35980/12
"О применении пункта 3 Порядка расчетов за природный газ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 N 294"

 

В связи с поступлением обращения Ульяновского УФАС России по результатам заседания Общественно-консультативного совета при Ульяновском УФАС России (далее - Совет) по вопросу применения пункта 3 Порядка расчетов за природный газ (далее - Порядок расчетов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 N 294 (далее - Постановление N 294), ФАС России сообщает следующее.

1. В названном обращении предлагается рассмотреть вопрос о внесении в Правительство Российской Федерации проекта нормативного правового акта о внесении изменений в пункт 3 Порядка расчетов в части полной отмены предоплаты (авансового платежа) за потребленный газ.

Согласно пункту 2 Порядка расчетов (в первой редакции постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 N 294) оплата потребителями (за исключением бюджетных учреждений и казенных предприятий) электрической, тепловой энергии и природного газа на территории Российской Федерации осуществлялась с применением авансовых платежей или расчетов по аккредитиву в порядке, устанавливаемом соглашением между потребителем и энергоснабжающей организацией, если иное не установлено соглашением сторон.

Как правило, поставщики настаивали на 100% предоплате поставляемого газа, что вызывало финансовые затруднения у покупателей, поскольку они могли расплатиться за газ только после реализации собственной продукции либо вынуждены были брать кредиты для оплаты поставляемого газа, что в свою очередь приводило к повышению стоимости их продукции.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 816 Порядок расчетов был изменен, и в настоящее время пункт 3 Порядка расчетов предусматривает двухэтапную частичную оплату стоимости планового объема потребления газа в месяце, за который осуществляется плата, с окончательным расчетом до 25 числа следующего месяца и зачетом излишне уплаченных сумм в следующем месяце в случае их образования.

Полная отмена предоплаты (авансового платежа) за потребленный газ может привести к тому, что поставщики, не являющиеся производителями газа, будут вынуждены закупать газ на заемные средства (кредиты), что повлечет увеличение стоимости газа и, соответственно, продукции (услуг), производимых с применением газа.

Таким образом, действующий Порядок расчетов направлен на достижение приемлемого баланса интересов поставщиков и потребителей газа.

В связи с указанными обстоятельствами, по мнению ФАС России предлагаемое изменение пункта 3 Порядка расчетов нецелесообразно.

2. Как отмечено в обращении, на сегодняшний день не все поставщики природного газа соблюдают условия, установленные пунктом 3 Порядка расчетов, включая в договор поставки газа условия оплаты, отличные от императивно установленных пунктом 3 Порядка расчетов.

Пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).

Порядок расчетов разработан в соответствии с пунктом 2 статьи 544 ГК РФ и устанавливает правила расчетов за природный газ между поставщиками природного газа независимо от их организационно-правовой формы и потребителями (юридическими лицами) природного газа (пункт 1 Порядка расчетов).

Согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Действующее в настоящее время положение пункта 3 Порядка расчетов является по смыслу императивным и обязательным к применению сторонами при заключении договора.

Вместе с тем, пунктом 5 Порядка расчетов установлен перечень лиц, в отношении которых Порядок расчетов не подлежит применению.

Таким образом, в настоящее время при заключении договоров поставки газа, устанавливаемые в договоре условия расчетов за газ должны соответствовать пункту 3 Порядка расчетов для лиц, не входящих в перечень определенный пунктом 5 Порядка расчетов.

3. Как указано в обращении, "Совет полагает, что независимо от условий, согласованных сторонами в долгосрочных договорах поставки газа, оплата поставленного газа должна осуществляться в строгом соответствии с пунктом 3 Порядка расчетов", и что "покупатель вправе вносить предоплату, но не обязан ее осуществлять, даже если указанное условие прямо предусмотрено долгосрочным договором поставки газа".

Таким образом, по мнению Совета, покупатель вправе по своему усмотрению в одностороннем порядке изменить условия исполнения действующего договора.

Данный вывод противоречит положениям статей 422, 450 и 523 ГК РФ, регулирующим вопросы изменения действующего договора.

В соответствии с пунктом 2 статьи 422 ГК РФ при принятии после заключения договора закона, устанавливающего отличающиеся в сравнении с договором правила, условия заключенного договора сохраняют силу, если закон не распространяется на прежние отношения.

В отношении Порядка расчетов требования пункта 2 статьи 422 ГК РФ не подлежат применению, поскольку Постановление N 294 не является законом и не предусматривает распространение нового Порядка расчетов на правоотношения, возникшие до его изменения.

Данная правовая позиция содержится в ряде судебных актов, в том числе в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.03.2001 N Ф08-639/2001 и определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.07.2011 N ВАС-8197/11 по делу N А17-1062/2010.

Согласно пункту 1 статьи 523 ГК РФ, одностороннее изменение договора поставки допускается в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ).

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 523 ГК РФ, нарушение договора поставщиком предполагается существенным в случаях:

поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;

неоднократного нарушения сроков поставки товаров.

Установленный пунктом 2 статьи 523 ГК РФ перечень оснований для одностороннего изменения покупателем условий действующего договора поставки является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.

Таким образом, изменение Порядка расчетов не является основанием для изменения условий договора, заключенного до его изменения.

 

 

А.Н. Голомолзин

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Письмо Федеральной антимонопольной службы от 2 ноября 2012 г. N АГ/35980/12 "О применении пункта 3 Порядка расчетов за природный газ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 N 294"


Текст письма официально опубликован не был