Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 24 января 2013 г. N 03-11-06/2/12
Вопрос: Компания находится на упрощенной системе налогообложения с объектом налогообложения "доходы", занимается сдачей в аренду недвижимого имущества.
Компания заключила с арендаторами помимо договоров аренды еще и агентские договоры, по которым она является агентом и покупает для арендаторов услуги коммунальных служб и других снабжающих организаций. Компания-агент действует от своего имени, но за счет принципала, поэтому коммунальные службы и все остальные обслуживающие организации выставляют счета-фактуры на агента, Агент от своего имени перевыставляет их арендаторам.
В состав налогооблагаемых доходов компания-арендодатель включает по договорам аренды арендную плату и агентское вознаграждение как агент по агентским договорам.
1. Вправе ли компания-агент, одновременно арендодатель, которая находится на упрощенной системе налогообложения, не включать в доходы стоимость услуг коммунальных служб и других снабжающих организаций, которые она перевыставляет и получает по агентским соглашениям?
2. Не возникнет ли у принципалов, одновременно арендаторов, проблем с вычетом "входного" НДС по счетам-фактурам, которые они получают от агента, одновременно арендодателя?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения упрощенной системы налогообложения и сообщает, что согласно Регламенту Минфина России, утвержденному приказом Минфина России от 15 июля 2012 г. N 82н, в Министерстве, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "утвержденному приказом Минфина России от 15 июня 2012 г. N 82н"
При этом информируем, что согласно пункту 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при применении организацией упрощенной системы налогообложения в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 Кодекса. При этом доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса, в составе доходов не учитываются.
В случае заключения организацией агентских договоров следует иметь в виду, что согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
Статьей 1011 ГК РФ установлено, что если агент действует от своего имени, но за счет принципала, то к отношениям, вытекающим из агентского договора, применяются правила, предусмотренные главой 51 "Комиссия" ГК РФ, если эти правила не противоречат положениям главы 52 "Агентирование" ГК РФ или существу агентского договора.
Таким образом, предметом агентского договора являются любые взаимоотношения агента с третьими лицами в интересах принципала, в том числе выполнение функций комиссионера.
Согласно положениям пункта 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2004 N 85 сделка, совершенная до заключения договора комиссии, не может быть признана заключенной во исполнение поручения комитента.
В связи с этим при агентском договоре сделка с третьими лицами агентом, выступающим от своего имени, но за счет принципала, должна быть совершена после заключения агентского договора и только в интересах принципала.
При соблюдении вышеуказанных условий по сделке с третьими лицами у агента, применяющего упрощенную систему налогообложения, в составе доходов при определении объекта налогообложения учитывается только агентское вознаграждение.
Что касается вопроса применения арендатором вычетов налога на добавленную стоимость по коммунальным услугам на основании счетов-фактур, оформленных арендодателем, применяющим упрощенную систему налогообложения и осуществляющим приобретение указанных услуг от своего имени на основании агентского договора, то сообщаем следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 171 главы 21 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, подлежат вычетам в случае приобретения этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость. При этом согласно пункту 1 статьи 172 Кодекса такие вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), и после принятия на учет этих товаров (работ, услуг).
В случае если на основании агентского договора арендодатель недвижимого имущества (агент) оказывает арендатору этого недвижимого имущества (принципал) услуги по приобретению от своего имени коммунальных услуг, то вычеты налога на добавленную стоимость по коммунальным услугам производятся арендатором (принципалом) на основании счетов-фактур, составленных арендодателем (агентом) в соответствии с Правилами заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137. При этом согласно подпункту "в" пункта 1 данных Правил при составлении счета-фактуры арендодателем (агентом), приобретающим услуги от своего имени, в частности коммунальные услуги, в строке 2 счета-фактуры указываются полное или сокращенное наименование фактического продавца услуг, а не арендодателя (агента).
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.