Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 5 февраля 2013 г. N 03-01-18/2464
Вопрос: ООО является застройщиком и привлекает денежные средства участников долевого строительства в соответствии с ФЗ N 214-ФЗ. ООО применяет общую систему налогообложения. Одним из дольщиков является ООО, применяющее упрощенную систему налогообложения и являющееся взаимозависимым по отношению к застройщику.
В соответствии с п. 7 ст. 105.14 НК РФ сделки, предусмотренные пп. 2 и 3 п. 1, признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 млн рублей.
Сумма доходов за календарный год определяется с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 НК РФ.
В соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ для целей налогообложения прибыли организаций не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, в том числе в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков.
После завершения строительства у организации-застройщика остается положительная разница между суммой средств целевого финансирования и суммой фактических затрат на строительство объекта недвижимости, которая подлежит включению в состав внереализационных доходов на основании п. 14 ст. 250 НК.
В целях применения ст. 105.14 НК РФ организации-застройщику доходом считать общую сумму по договору долевого участия или внереализационный доход по договору долевого участия, полученный после завершения строительства?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение ООО по вопросу применения статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает.
Статьей 105.14 Кодекса установлены правила признания сделок контролируемыми. При этом сделки, предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1, подпунктами 1-5 пункта 2 указанной статьи, признаются контролируемыми в случае, если сумма доходов по таким сделкам в календарном году превышает значение соответствующего суммового критерия.
Согласно пункту 9 статьи 105.14 Кодекса для целей указанной статьи сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 Кодекса.
При этом правила, предусмотренные разделом V.1 Кодекса, распространяются на сделки, осуществление которых влечет необходимость учета хотя бы одной стороной таких сделок доходов, расходов и (или) стоимости добытых полезных ископаемых, что приводит к увеличению и (или) уменьшению налоговой базы по налогам, предусмотренным пунктом 4 статьи 105.3 Кодекса.
Согласно статье 248 Кодекса в составе доходов учитываются доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 Кодекса.
При этом доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса, в составе доходов не учитываются. А именно, на основании подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, в том числе в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов.
Одновременно обращаем внимание, что статьей 251 Кодекса установлено условие, согласно которому налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. Кроме того, пунктом 14 статьи 250 Кодекса установлено, что внереализационными признаются, в том числе, доходы в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках целевого финансирования.
Таким образом, при определении суммового критерия для признания сделок контролируемыми необходимо руководствоваться совокупностью положений раздела V.1 и главы 25 Кодекса.
Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм и общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.