Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 28 февраля 2013 г. N 03-11-09/5820 О потенциально возможном к получению индивидуальным предпринимателем, применяющим патентную систему налогообложения, годовом доходе

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 28 февраля 2013 г. N 03-11-09/5820

 

Вопрос: Федеральная налоговая служба в связи с обращениями налогоплательщиков и налоговых органов просит дать разъяснения по вопросам применения патентной системы налогообложения.

С учетом полномочий, предоставленных пунктом 8 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в региональном законе о патентной системе налогообложения устанавливается разный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в зависимости от следующих показателей ведения предпринимательской деятельности:

- от средней численности наемных работников (по услугам),

- от количества транспортных средств (по перевозкам),

- от количества обособленных объектов, площадей (аренда, торговля, общепит).

Согласно пункту 1 статьи 346.45 Кодекса документом, удостоверяющим право на применение патентной системы налогообложения, является патент на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности, в отношении которого законом субъекта Российской Федерации введена патентная система налогообложения.

Патент выдается налоговым органом индивидуальному предпринимателю на основании заявления налогоплательщика.

Для выдачи патента и расчета налога предпринимателю необходимо указать в заявлении только те показатели ведения определенного вида предпринимательской деятельности, которые установлены для него законом субъекта Российской Федерации.

Главой 26.5 Кодекса не предусмотрен перерасчет налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения, в случае изменения величины показателей, характеризующих осуществляемую деятельность.

В этой связи возникает вопрос, как налогоплательщик должен скорректировать свои налоговые обязательства в случае увеличения показателей, характеризующих осуществляемую деятельность?

Например, индивидуальный предприниматель приобрел с 01.01.2013 патент на осуществление розничной торговли на 12 месяцев, указав в заявлении на выдачу патента наличие 3 павильонов с площадью торгового зала до 50 кв. м, на основе чего ему выдан патент стоимостью 225 тыс. рублей. В течение налогового периода налогоплательщик начинает осуществлять розничную торговлю еще через один павильон. Для розничной торговли через 4 павильона в регионе установлена годовая стоимость патента 405 тыс. руб. Занижение налога по патентной системе тем самым составляет 180 тыс. руб.

По мнению ФНС России, поскольку налоговой базой при исчислении налога при применении патентной системы налогообложения является потенциально возможный к получению годовой доход, то в случае если у индивидуального предпринимателя в течение срока действия патента изменились (увеличились) показатели ведения предпринимательской деятельности, например, появились новые объекты торговли, то налогоплательщику, в целях уточнения его обязательств по уплате налога, необходимо предоставить возможность получить еще один патент на осуществляемый вид деятельности, где будет определена сумма налога по розничной торговле, осуществляемой через новые объекты.

Поскольку в настоящее время главой 26.5 Кодекса не предусмотрен перерасчет налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения, в случае изменения величины показателей, характеризующих осуществляемую деятельность, ФНС России считает необходимым в возможно короткие сроки внести соответствующие изменения и дополнения в статьи 346.45 и 346.51 Кодекса, предусмотрев при этом, что:

- налогоплательщик в течение 10 календарных дней со дня наступления обстоятельства, являющегося основанием для уточнения налоговых обязательств по уплате данного налога (со дня увеличения (уменьшения) количества имеющихся показателей), должен подать заявление на выдачу нового патента по соответствующему виду деятельности (с аннулированием старого) с указанием имеющихся на дату подачи такого заявления показателей, характеризующих осуществляемую деятельность;

- при исчислении налога указанное изменение должно учитываться с месяца, следующего за месяцем, в котором произошло изменение показателей, влияющих на величину потенциально возможного к получению годового дохода;

- сумма налога, подлежащего уплате в связи с применением патентной системы налогообложения по новому патенту, уменьшается на сумму налога, уплаченного в связи с применением патентной системы налогообложения по старому патенту.

Одновременно просим определить с учетом предложений ФНС России рекомендуемый порядок действий налоговых органов и налогоплательщиков, применяющих патентную систему налогообложения, в случае уточнения ими своих налоговых обязательств по уплате налога до внесения соответствующих изменений и дополнений в главу 26.5 Кодекса и довести его до сведения ФНС России.

 

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке применения патентной системы налогообложения и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 7 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

При этом субъекты Российской Федерации вправе устанавливать размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в зависимости от средней численности наемных работников, количества транспортных средств.

В отношении видов предпринимательской деятельности, указанных в подпунктах 19, 45-47 пункта 2 названной статьи Кодекса, размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода может быть установлен также в зависимости от количества обособленных объектов (площадей) (подпункт 3 пункта 8 статьи 346.43 Кодекса).

Согласно пункту 1 статьи 346.48 Кодекса налоговая база налогоплательщиками патентной системы налогообложения определяется как денежное выражение потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется патентная система налогообложения в соответствии с главой 26.5 Кодекса, устанавливаемого на календарный год законом субъекта Российской Федерации.

Следует иметь в виду, что если в патенте указано определенное число показателей (средняя численность наемных работников, количество (площадь) объектов и т.п.), которые в течение налогового периода увеличились, то для целей налогообложения деятельности с использованием новых показателей индивидуальный предприниматель вправе получить патент на новый налоговый период. При этом в случае уменьшения показателей перерасчет налога в рамках патентной системы налогообложения не предусмотрен.

Одновременно сообщаем, что предложения по совершенствованию патентной системы налогообложения будут рассмотрены при внесении изменений в главу 26.5 Кодекса.

 

Директор Департамента

И.В. Трунин

 

Размеры потенциально возможного к получению ИП годового дохода по видам деятельности, в отношении которых применяется ПСН, устанавливаются законами субъектов Федерации.

Последние могут определять данные размеры в зависимости от средней численности наемных работников и количества транспортных средств (а в отношении некоторых видов деятельности - в зависимости от количества обособленных объектов/площадей).

Минфин России обращает внимание на следующее.

Если в патенте указано определенное число показателей (средняя численность работников, количество объектов и т. п.), то для налогообложения деятельности с использованием новых показателей ИП может получить патент на новый налоговый период. Разъяснено, что при уменьшении показателей перерасчет налога не предусмотрен.


Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 28 февраля 2013 г. N 03-11-09/5820


Текст письма официально опубликован не был