Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 7 марта 2013 г. N 03-03-06/1/6908
Вопрос: В соответствии с положениями п. 2 ст. 269 НК РФ при определении предельного размера процентов по контролируемой задолженности перед иностранной организацией, подлежащих включению в состав расходов, размер контролируемой задолженности перед иностранной организацией необходимо сравнивать с величиной собственного капитала организации. Собственный капитал определен НК РФ как разница между суммой активов и величиной обязательств заемщика на последнее число отчетного (налогового) периода.
Согласно абз. 4 п. 2 ст. 269 НК РФ при определении величины собственного капитала не учитываются суммы долговых обязательств в виде задолженности по налогам и сборам, включая текущую задолженность по уплате налогов и сборов, суммы отсрочек, рассрочек и инвестиционного налогового кредита.
Вопросы:
1. Правомерно ли включать в сумму обязательств, используемую при расчете собственного капитала организации в целях ст. 269 НК РФ, задолженность по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования?
2. Правомерно ли включать в сумму обязательств, используемую при расчете собственного капитала организации в целях ст. 269 НК РФ, задолженность по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний?
3. Правомерно ли исключать из суммы обязательств, используемой при расчете собственного капитала организации в целях ст. 269 НК РФ, всю сумму кредиторской задолженности перед бюджетом, включая задолженность по уплате налогов и сборов, суммы отсрочек, рассрочек и инвестиционного налогового кредита?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу определения величины собственного капитала для целей налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик обязан на последнее число каждого отчетного (налогового) периода исчислять предельную величину признаваемых расходом процентов по контролируемой задолженности путем деления суммы процентов, начисленных налогоплательщиком в каждом отчетном (налоговом) периоде по контролируемой задолженности, на коэффициент капитализации, рассчитываемый на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода.
При этом коэффициент капитализации определяется путем деления величины соответствующей непогашенной контролируемой задолженности на величину собственного капитала, соответствующую доле прямого или косвенного участия этой иностранной организации в уставном (складочном) капитале (фонде) российской организации, и деления полученного результата на три (для банков и организаций, занимающихся лизинговой деятельностью, - на двенадцать с половиной).
В целях применения пункта 2 статьи 269 НК РФ собственный капитал представляет собой разницу между суммой активов и величиной обязательств налогоплательщика - российской организации.
Сумма активов и величина обязательств организаций определяются на основании данных бухгалтерского учета в соответствии с Порядком оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержденным Приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29.01.2003 N 10н/03-6/пз. Указанный Порядок также может применяться обществами с ограниченной ответственностью.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного приказа следует читать как "10н, 03-6/пз"
Пунктом 2 статьи 269 Кодекса предусмотрено, что при определении величины собственного капитала в расчет не принимаются суммы долговых обязательств в виде задолженности по налогам и сборам, включая текущую задолженность по уплате налогов и сборов, суммы отсрочек, рассрочек и инвестиционного налогового кредита.
Статьями 13-15 Кодекса установлен закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
Таким образом, страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, регулируемые Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", а также страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, регулируемые Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", не являются налогом или сбором в целях Кодекса и, следовательно, принимаются в расчет при определении величины собственного капитала в целях статьи 269 Кодекса.
Одновременно сообщаем, в соответствии с регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснено, что при определении величины собственного капитала организации в целях ст. 269 НК РФ (для расчета процентов по контролируемой задолженности перед иностранной организацией) принимаются в расчет страховые взносы, подлежащие уплате в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС, а также страховые взносы на ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
В свою очередь, суммы задолженности по налогам и сборам (включая текущую задолженность), отсрочек, рассрочек и инвестиционного налогового кредита в расчет не принимаются.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 7 марта 2013 г. N 03-03-06/1/6908
Текст письма официально опубликован не был