Письмо Минфина РФ от 7 ноября 2012 г. N 02-13-06/4672
Департамент бюджетной политики и методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел письмо Федеральной налоговой службы по вопросу использования средств, получаемых в результате сдачи казенными учреждениями государственного имущества в аренду, а также средств, поступающих в рамках обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, находящихся на праве оперативного управления указанных учреждений, и сообщает.
1. В соответствии с положениями статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности (в том числе доходы, полученные от сдачи имущества в аренду), поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно положениям пункта 11 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положения, установленные указанной статьей для казенных учреждений, распространяются на органы государственной власти (государственные органы) с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов.
В соответствии с положениями части 7 статьи 33 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ) доходы от оказания федеральными казенными учреждениями платных услуг, доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и осуществления иной приносящей доход деятельности с 1 января 2012 года подлежат зачислению в федеральный бюджет.
В соответствии с положениями статьи 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, относятся к доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации (за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, имущества, переданного в доверительное управление юридическим лицам, созданным в организационно-правовой форме государственной компании, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных), доходы от платных услуг, оказываемых федеральными казенными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, являются неналоговыми доходами федерального бюджета и подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100%.
Таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации доходы, получаемые в результате сдачи государственного имущества в аренду федеральными казенными учреждениями, относятся к доходам федерального бюджета от использования государственного имущества.
При этом, учитывая, что финансовое обеспечение деятельности казенных учреждений осуществляется исключительно за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в случае сдачи федеральным казенным учреждением имущества в аренду, финансовое обеспечение расходов по оплате коммунальных и эксплуатационных услуг сданного в аренду имущества, должно осуществляться в соответствии с договором об оказании соответствующих услуг за счет средств федерального бюджета в пределах соответствующих лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке казенному учреждению - арендодателю (балансодержателю) на указанные цели.
2. Правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств определяются Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Федеральный закон N 40-ФЗ).
Согласно положениям статьи 15 Федерального закона N 40-ФЗ обязательное страхование осуществляется владельцами транспортных средств (юридическими или физическими лицами) путем заключения со страховщиками (страховыми компаниями) договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - договор обязательного страхования).
Согласно пункту 75 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 N 263, страховая выплата производится путем наличного или безналичного расчета.
При этом операции федеральных казенных учреждений со средствами, поступающими от страховых компаний, учитываются в порядке, установленном для приносящей доход деятельности.
Таким образом, на основании части 7 статьи 33 Федерального закона N 83-ФЗ с 1 января 2012 года средства, поступающие в рамках обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, являющихся федеральными казенными учреждениями, подлежат зачислению на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации на балансовом счете N 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" для последующего перечисления в доход федерального бюджета.
В соответствии с Приложением 1 к Федеральному закону от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" доходы от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев, когда выгодоприобретателями выступают получатели средств федерального бюджета, подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100%.
Учитывая вышеизложенное, по мнению Департамента, финансовое обеспечение выполнения функций федеральных казенных учреждений, связанных с ремонтом поврежденного имущества или приобретением нового в случае, если ремонт поврежденного имущества невозможен, должно осуществляться в общеустановленном для получателей средств федерального бюджета порядке, путем доведения соответствующих лимитов бюджетных обязательств на принятие и исполнение соответствующих расходных обязательств.
Необходимо отметить, что Министерством финансов Российской Федерации подготовлены поправки в статью 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации, дополняющие ее основанием для увеличения бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в целях осуществления расходов федеральных казенных учреждений, связанных с ремонтом поврежденного имущества или приобретением нового в случае, если ремонт поврежденного имущества невозможен, в случае и в пределах поступлении в федеральный бюджет соответствующих средств от страховых компаний, путем внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.
Врио директора Департамента |
Т.В. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.