В связи с поступающими запросами об открытии и организации работы специальных классов выравнивания для детей с задержкой психического развития Управление детских домов, школ-интернатов и специальных школ разъясняет следующее.
Указанные классы открываются при общеобразовательных школах, школах-интернатах на основании документов Министерства просвещения СССР: приказа от 03.07.1981 г. N 103 "О введении в действие нормативных документов, регламентирующих деятельность специальных общеобразовательных школ-интернатов (школ с продлённым днём) для детей с задержкой психического развития" (см. "Бюллетень нормативных актов Министерства просвещения СССР, 1982 г. N 3), письма от 17.09.1985 г. N 72-М "О работе специальных общеобразовательных школ-интернатов, школ, классов выравнивания для детей с задержкой психического развития" (см. "Бюллетень нормативных актов Министерства просвещения СССР, 1986 г. N 1). Учащиеся специальных классов выравнивания для детей с задержкой психического развития засчитываются в план по контингентам спецшкол-интернатов для детей с недостатками умственного и физического развития (статистическая отчётность по форме N Д-9 "Сведения о школах для детей с недостатками умственного и физического развития"). Оплата труда педагогических кадров этих классов проводится в соответствии с п.п. 56, 58 "Инструкции о порядке начисления заработной платы работников просвещения".
Отбор детей в указанные специальные классы осуществляется медико-педагогической комиссией, которая руководствуется Инструкцией про приёму в спецшколы-интернаты (школы) для детей с задержкой психического развития. Протокол комиссии прилагается к личному делу ребёнка.
Обучение, воспитание учащихся, коррекционная работа с ними проводятся в соответствии с Типовым положением о специальной общеобразовательной школе-интернате (школе с продлённым днём) для детей с задержкой психического развития по переходным учебным планам, утверждённым приказом Минпроса СССР от 20.03.1985 г. N 47 (ежегодно направляются Министерством просвещения РСФСР в отделы народного образования). Типовые программы для начальных классов (русский язык, ознакомление с окружающим миром и развитие речи, математика, природоведение, трудовое обучение, ритмика), утверждённые в 1986 г., направлены на места в 1987 г. В IV-VIII (V-IX) классах выравнивания обучение проводится по программам общеобразовательной школы. Закончившие неполную среднюю школу выпускники спецклассов выравнивания получают свидетельства об окончании школы установленного для массовых школ образца. Пробные экзамены в классах выравнивания не проводятся, вопрос о выпускных экзаменах решается органами народного образования на местах.
В классы выравнивания для детей с задержкой психического развития принимаются дети 6-9 лет (старше - в порядке исключения) как обучавшиеся в I-II классах общеобразовательной школы и испытывающие стойкие затруднения в освоении школьной программы, так и дети, впервые поступающие в школу, но из-за задержки психического развития не подготовленные к усвоению школьной программы.
Структура начальных классов может быть представлена в двух или одном из двух вариантов. Для детей, начавших обучение в массовой школе с 6 лет: первый вариант - в составе I, II дополнительно, III, IV классов; второй вариант - в составе дополнительного, I, II, III, IV классов - для детей, ранее не обучавшихся в школе.
Для детей, начавших обучение в массовой школе с 7 лет: первый вариант - в составе II, III, IV дополнительного классов, второй вариант - в составе подготовительного, I, II, III классов - для детей, ранее не обучавшихся в школе.
Структура IV-VII (V-IX) классов соответствует структуре массовой школы.
Предельная наполняемость класса и группы продлённого дня 12 человек.
Состав учащихся начальных классов подвижен: по мере коррекции дефектов развития (как правило, через 4-5 лет) дети переводятся в массовую общеобразовательную школу. Перевод осуществляется органами народного образования на основании решения педагогического совета школы, в которой работает класс выравнивания. Протокол медико-педагогической комиссии из личного дела изымается и подшивается в медицинскую карту ребёнка. На весь срок обучения (9-10 лет) в классе выравнивания остаются только дети с наиболее тяжёлыми формами задержки психического развития.
Вопрос о переводе учащихся в другие типы специальных школ для детей с недостатками физического или умственного развития решается после одного года пребывания их в классе выравнивания на основании заключения медико-педагогической комиссии.
Условия содержания и материального обеспечения учащихся классов выравнивания и групп продлённого дня для детей с задержкой психического развития аналогичны установленным для детей с недостатками умственного или физического развития, обучающихся в специальных школах с продлённым днём (двухразовое бесплатное питание организуется в соответствии с письмом Минпроса РСФСР от 27.05.1976 года N 252-М "О нормах на питание для учащихся школ и школ-интернатов для детей с дефектами физического и психического развития" и т.п.
В целях коррекции недостатков психического развития учащихся начальных классов, ликвидации пробелов в знаниях, а также для развития моторики, пространственной ориентации и пр. Проводятся групповые и индивидуальные коррекционные занятия (как непосредственно после уроков, так и во второй половине дня по утверждённому графику).
К работе классов выравнивания привлекаются учителя-логопеды: одна единица на 25-30 детей с нарушениями речи. Логопед обязан всесторонне изучать речь учащихся, вести индивидуальные и групповые занятия с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, оказывать методическую помощь учителям по устранению недостатков речи учащихся.
Директор школы (школы-интерната) несёт личную ответственность за приём детей в класс выравнивания в соответствии с Инструкцией по приёму детей с задержкой психического развития в специальные учреждения, за обеспечение правильного отношения к классу выравнивания в школе. Руководство работой классов выравнивания осуществляют районные (городские) отделы народного образования, методическую помощь педагогам в овладении методикой обучения и воспитания детей с задержкой психического развития оказывают методисты районных методических кабинетов, институтов усовершенствования учителей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Инструктивное письмо Минпроса РСФСР от 3 июня 1988 г. N 10-136-6 "О специальных классах выравнивания для детей с задержкой психического развития"
Текст письма официально опубликован не был