Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 10 апреля 2013 г. N 03-11-11/142
Вопрос: В феврале 2013 года я была зарегистрирована в качестве ИП, при этом встав на УСН по системе доходы-расходы. Могу ли я при исчислении налогооблагаемой базы включить в расходы те расходы, которые были произведены мною до регистрации в качестве ИП, при этом данные расходы были произведены и направлены в дальнейшем на получение прибыли и напрямую связаны с осуществлением мной предпринимательской деятельности? Например, такие расходы, как покупка земельного участка, покупка строительных материалов для дальнейшего строительства дома, совершенные до регистрации ИП, если впоследствии целью предпринимательской деятельности будет продажа данного земельного участка с построенным на нем домом. Кроме того, покупая какую-либо недвижимость, которую впоследствии планирую продать и получить прибыль от перепродажи, обязана ли я заключать договор купли-продажи как индивидуальный предприниматель? Или же я имею право купить недвижимое имущество как физическое лицо, впоследствии продавая его как физическое лицо, однако уплачивая налог как индивидуальный предприниматель, согласно моей системе налогообложения? Кроме того, могут ли в качестве расходов, понесенных мною вследствие ведения предпринимательской деятельности, учитываться расходы, переданные по актам закупки у физических лиц и по договорам об оказании услуг между физическими лицами с приложением расписок от этих лиц, получивших от меня денежные средства в качестве оплаты по договору?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в пределах своей компетенции рассмотрел обращение по вопросам признания индивидуальным предпринимателем расходов, осуществленных им до государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и сообщает следующее.
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные пунктом 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Кодекса.
Так, согласно пункту 1 статьи 252 Кодекса в целях налогообложения расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Документами, фактически подтверждающими расходы, могут быть, в том числе, квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки и другие документы. Кроме того, для подтверждения расходов по оплате товаров (работ, услуг) возможно оформление расписки в получении физлицом денежных средств. Это вытекает из положений пункта 2 статьи 408 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому кредитор, принимая исполнение обязательства, обязан по требованию должника выдать ему расписку в получении исполнения обязательства полностью или в соответствующей части. Документами, подтверждающими факт оплаты, являются расписка о приеме денежных средств, выданная физическим лицом, или расходный кассовый ордер.
Статьей 346.25 Кодекса установлены особенности исчисления налоговой базы при переходе индивидуального предпринимателя на упрощенную систему налогообложения с иных режимов налогообложения и при его переходе с упрощенной системы налогообложения на иные режимы налогообложения. Порядок учета расходов, произведенных индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, до его государственной регистрации, нормами главы 26.2 Кодекса не регулируется.
При этом следует учитывать, что согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В рассматриваемом случае расходы индивидуального предпринимателя на приобретение земельного участка и строительных материалов были произведены им от имени физического лица, то есть до государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, и, соответственно, на дату их оплаты не были связаны с ведением предпринимательской деятельности.
В этой связи данные расходы не могут быть признаны соответствующими критериям, предусмотренным пунктом 1 статьи 252 Кодекса.
Таким образом, индивидуальный предприниматель не вправе учесть расходы на приобретение земельного участка и строительных материалов, осуществленные им до государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, несмотря на тот факт, что указанные земельный участок и строительные материалы изначально приобретались физическим лицом в целях дальнейшего их использования в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой в соответствии с названным специальным налоговым режимом.
Одновременно сообщаем, что письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, не являются нормативными правовыми актами, а имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствуют руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной Минфином России.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.