Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 24 апреля 2013 г. N 03-11-11/14363
Вопрос: Являюсь индивидуальным предпринимателем, занимаюсь розничной торговлей в небольшом магазине, проживаю в поселке с единственным градообразующим предприятием. С 1 января 2013 года повысили фиксированные взносы по уплате в ПФР, у меня вопрос по Федеральному закону от 25.06.2012 г. N 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации". Для ознакомления ИП УФНС направило письмо N 2.11-45 от 08.02.2013 г., разъясняющее этот закон. Вот что в нем пишут: "в пункте 2.1 ст. 346.32 индивидуальные предприниматели, производящие выплаты физическим лицам и перешедшие на систему налогообложения в виде ЕНВД не вправе теперь уменьшать сумму налога на сумму уплаченных за себя фиксированных страховых взносов". Получается, я оформила продавца, плачу за нее все налоги, страховые взносы в ПФР и ФСС, также оплачиваю и за себя фиксированные взносы, оказываюсь в невыгодной ситуации по сравнению с теми, кто не хочет оформлять продавцов (или других наемных работников), т.к "индивидуальные предприниматели, которые не производят выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, то они уменьшают сумму ЕНВД на сумму уплаченных фиксированных платежей" без применения ограничения 50%.
Вместо того чтобы принять закон, стимулирующий предпринимателей оформлять наемных работников, согласно трудовому законодательству, нас заставляют уходить в тень, закрывать предпринимательство, увольнять работников, тем самым рисковать и нарушать закон. Прошу рассмотреть этот вопрос.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с 1 января 2013 г. сумма единого налога на вмененный доход, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками единого налога на вмененный доход на сумму:
1) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации при выплате налогоплательщиком вознаграждений работникам;
2) расходов по выплате в соответствии с законодательством Российской Федерации пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), в части, не покрытой страховыми выплатами, произведенными работникам страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на осуществление соответствующего вида деятельности, по договорам с работодателями в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Законом N 255-ФЗ;
3) платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, заключенным со страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на осуществление соответствующего вида деятельности, в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Законом N 255-ФЗ.
При этом сумма единого налога на вмененный доход не может быть уменьшена на сумму данных расходов более чем на 50 процентов.
Согласно пункту 2.1. статьи 346.32 Кодекса индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму единого налога на вмененный доход на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере.
Таким образом, исходя из абзаца третьего пункта 2.1 статьи 346.32 Кодекса, индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, с 1 января 2013 г. вправе уменьшать сумму единого налога на вмененный доход на сумму уплаченных ими страховых взносов в фиксированном размере, без применения ограничения в виде 50 процентов от суммы данного налога.
В то же время, уменьшение суммы единого налога на вмененный доход на сумму уплаченных за себя страховых взносов в фиксированном размере индивидуальным предпринимателем, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (имеющим наемных работников), не производится.
Одновременно сообщаем, что замечания и предложения, изложенные в обращении, будут рассмотрены при подготовке изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
С 1 января 2013 г. ИП, имеющие наемных работников, уменьшают ЕНВД, исчисленный за налоговый период, на страховые платежи на ОПС, ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, ОМС и ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, но не более чем на 50%. При этом они не могут уменьшить ЕНВД на страховые взносы, перечисленные за себя в фиксированном размере.
ИП, не производящие выплаты и иные вознаграждения физлицам, вправе уменьшить ЕНВД на сумму уплаченных за себя страховых взносов в фиксированном размере, без ограничения в 50%.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 24 апреля 2013 г. N 03-11-11/14363
Текст письма официально опубликован не был