Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу представления налоговой декларации по земельному налогу и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено пунктом 1 статьи 388 Кодекса.
Объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог (пункт 1 статьи 389 Кодекса).
Согласно определению, приведенному статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Статьей 15 Федерального закона от 24.07.2003 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ) установлено, что земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу Федерального закона N 101-ФЗ, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ"
Налоговая база по земельному налогу определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица (пункт 2 статьи 391 Кодекса).
В отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, налоговая база определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности. По земельным участкам, находящимся в общей совместной собственности, налоговая база определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях (статья 392 Кодекса).
Пунктом 2 статьи 396 Кодекса определено, что физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности.
В силу пункта 3 статьи 391 Кодекса налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
На основании пункта 3 статьи 397 Кодекса налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 398 Кодекса налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности и используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу.
Учитывая изложенное, если индивидуальному предпринимателю принадлежит земельный участок (доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения), используемый (предоставленный для использования) в предпринимательской деятельности, то он обязан в отношении такого земельного участка (доли в праве общей собственности на земельный участок) самостоятельно осуществить исчисление и уплату земельного налога и представить в налоговый орган налоговую декларацию по земельному налогу.
Действительный государственный советник |
С.Л. Бондарчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной налоговой службы от 23 января 2013 г. N БС-3-11/177 "О земельном налоге"
Текст письма официально опубликован не был