Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 16 мая 2013 г. N 03-01-18/17074 О налогообложении контролируемых сделок

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 16 мая 2013 г. N 03-01-18/17074

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение ОАО по вопросу применения статей 105.14 и 105.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает.

1. Пунктом 13 статьи 105.3 Кодекса установлено, что правила, предусмотренные разделом V.1 Кодекса (в том числе определяющие порядок представления уведомления о контролируемых сделках), распространяются на сделки, осуществление которых влечет необходимость учета хотя бы одной стороной таких сделок доходов, расходов и (или) стоимости добытых полезных ископаемых, что приводит к увеличению и (или) уменьшению налоговой базы по налогам, предусмотренным пунктом 4 указанной статьи.

Таким образом, налогоплательщик обязан уведомить налоговый орган о совершенных им в календарном году контролируемых сделках независимо от того, привело осуществление таких сделок к необходимости учета у этого налогоплательщика доходов, расходов и (или) стоимости добытых полезных ископаемых, повлекшего увеличение и (или) уменьшение налоговой базы по налогам, предусмотренным пунктом 4 статьи 105.3 Кодекса.

2. Статьей 105.14 Кодекса установлены условия признания сделок контролируемыми. При этом сделки, предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1, пунктом 2 указанной статьи, признаются контролируемыми в случае, если сумма доходов по таким сделкам в календарном году превышает значение соответствующего суммового критерия.

Согласно пункту 9 статьи 105.14 Кодекса для целей указанной статьи сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 Кодекса.

При определении суммы доходов по сделкам за календарный год для целей статьи 105.14 Кодекса следует суммировать доходы по сделкам за календарный год, полученные сторонами по этим сделкам.

При этом суммируются доходы по сделкам, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса.

В случае, если у налогоплательщика отсутствует информация о сумме дохода другого участника сделки, для целей определения суммы доходов по сделкам за календарный год может быть использована расчетная величина суммы дохода этого участника сделки, определяемая с учетом порядка, установленного главой 25 Кодекса, с применением метода начисления.

3. По мнению Департамента, для определения суммы доходов по сделкам за календарный год с целью признания сделок контролируемыми на основании соответствующего суммового критерия следует суммировать доходы за календарный год по сделкам с каждым лицом, являющимся контрагентом по таким сделкам. Соответственно, в общем случае факт превышения суммового критерия для признания сделок контролируемыми устанавливается по каждой совокупности сделок, совершаемых с каждым взаимозависимым лицом.

Однако возможны ситуации, когда при определении суммы доходов по сделкам за календарный год могут учитываться сделки с несколькими лицами. Речь может идти как о сделках, в которых участвуют более двух лиц, так и ситуации, возникающей, в частности, при применении пункта 10 статьи 105.14 Кодекса, в соответствии с которым по заявлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, суд может признать сделку контролируемой при наличии достаточных оснований полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки, установленным указанной статьей.

4. Согласно статье 105.16 Кодекса налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках.

Таким образом, если сделка не является контролируемой, то представление уведомления в отношении этой сделки не требуется. При этом условия признания сделок контролируемыми определены статьей 105.14 Кодекса.

Вместе с тем Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" (далее - Закон N 227-ФЗ) устанавливает ряд переходных положений, определяющих особенности применения отдельных положений раздела V.1 Кодекса, в том числе статей 105.14 и 105.16 Кодекса, в 2012 году.

Так, при признании контролируемыми сделок, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 105.14 Кодекса, пунктом 3 статьи 4 Закона N 227-ФЗ предусмотрено применение суммового критерия, который в 2012 г. составляет 3 млрд руб.

При этом пунктом 7 статьи 4 Закона N 227-ФЗ определено, что требование об уведомлении налоговых органов о совершенных налогоплательщиками контролируемых сделок в соответствии со статьей 105.16 Кодекса применяется в 2012 году только в случае, если сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превысит 100 млн руб.

Таким образом, если сделка не признается контролируемой в соответствии со статьей 105.14 Кодекса (например, в случае когда сумма доходов по сделкам, указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 105.14 Кодекса, в 2012 г. не превышает 3 млрд рублей, либо по иным основаниям), положения статьи 105.16 Кодекса в отношении таких сделок не применяются.

Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Заместитель директора Департамента

Р.А. Саакян

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.