Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Приложение 4. Информация, представленная Ростехнадзором

Приложение 4
к заключению об экспертизе приказа Ростехнадзора
от 29 января 2007 г. N 37
"О порядке подготовки и аттестации
работников организаций, поднадзорных
Федеральной службе по экологическому,
технологическому и атомному надзору"

 

 

N п/п

Поставленные вопросы

Информация

1.

Исключить пункт 21 из редакции Положения-1 с одновременной доработкой указанного Положения-1 в части установления требования о прохождении аттестации руководителями организаций и их заместителями, в должностные обязанности которых входят вопросы обеспечения безопасности работ, членами аттестационных комиссий организаций в ТАК, вне зависимости от количества работников организации, поднадзорной Ростехнадзору. При этом представляется целесообразным дополнить редакцию Положения-1 нормой, согласно которой аттестация соответствующих специалистов может производиться в любой ТАК по выбору организации.

Подготовлен проект приказа "О внесении изменений в Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденное приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007 г. N 37", согласно которому численность предприятий, руководители и члены аттестационных которых подлежат аттестации в ЦАК, предлагается увеличить до 5000 человек.

Данное обстоятельство вызвано сложившейся практикой, в соответствии с которой предприятия с указанной численностью зачастую имеют разветвленную филиальную сеть, действующую в различных регионах РФ. Головная организация, как правило, находится в Москве. Аттестация в той или иной ТАК нецелесообразна, поскольку эксплуатируемые объекты находятся в разных субъектах РФ.

Вместе с тем, учитывая специфику надзорной деятельности, проводимой Ростехнадзором, суть которой заключается в привязке ее осуществления к зарегистрированным в реестре опасным производственным объектам, которая основана на территориальном принципе, предоставление возможности прохождения аттестации в территориальном органе, не осуществляющем надзор за ОПО, на которых в последствии будут работать аттестуемые, нецелесообразно. Проведение аттестации в субъекте РФ, в котором организация непосредственно осуществляет эксплуатацию ОПО ведет к снижению коммерческих издержек на проведение аттестации, так как позволяет избежать временных и финансовых затрат на проведение аттестации в другом субъекте РФ, аттестация может быть проведена практически без отрыва специалиста от работы.

В то же время, для организаций, оказывающих услуги или осуществляющих работы на ОПО, принадлежащих разным хозяйствующим субъектам и расположенным в разных субъектах РФ, предусмотрена возможность прохождения аттестации или непосредственно в комиссии эксплуатирующей организации, или в том ТАКе, на территории которого расположен ОПО, на котором осуществляются работы, вне зависимости от места регистрации организации.

Более того, обязанность прохождения аттестации в том субъекте РФ, в котором расположен ОПО позволяет планировать деятельность по проведению аттестации в самом Ростехнадзоре, при выделении штатных единиц под работников, обеспечивающих проведение аттестации, объемов и содержание бюджетного финансирования такой деятельности.

2.

Пункт 22 Положения-1 подлежит доработке в части установления конкретного срока рассмотрения аттестационными комиссиями Ростехнадзора обращений о проведении аттестации работников поднадзорных организаций

Согласно Типовому регламенту внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденному постановлением правительства Российской Федерации заявления от организаций и граждан по вопросам сфер деятельности федеральных органов исполнительной власти, а также порядка исполнения государственных функций подлежат рассмотрению в 30-дневный срок. Учитывая, что иной срок рассмотрения обращения по вопросу аттестации в области промышленной безопасности нормативными правовыми актами не установлен, такие обращения рассматриваются в срок, установленных указанным постановлением Правительства Российской Федерации.

3.

Установить в Положении-1 четкое определенное понятие "организация" для целей применения нормативного акта. Помимо непосредственно юридических лиц в качестве организаций, для целей применения нормативного акта, представляется

целесообразным рассматривать также филиалы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Согласно статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

В то же время, порядок формирования структуры аттестационной комиссии поднадзорной организации устанавливается решением руководящих органов такой организации. Установление обязательных требований к данному параметру нормативным правовым актом Ростехнадзора будет являться вмешательством в коммерческую деятельность организации и может повлечь за собой необоснованные издержки.

Таким образом, Ростехнадзор считает применение в Положении об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденном приказом Ростехнадзора от 29 января 2007 г. N 37, термина "организация" однозначным и не противоречащим действующему законодательству.

4.

Доработать Положение-1 с целью включения норм, устанавливающих, что члены аттестационных комиссий организаций, численность работников которых превышает 2000 человек, которые уже прошли аттестацию в аттестационных комиссиях Ростехнадзора, не подлежат аттестации до истечения действия текущего удостоверения об аттестации

Документы о прохождении аттестации в ТАК членов аттестационных комиссий поднадзорных организаций, численность работников которых превышает 2000 человек, выданные до вступления в силу приказа Ростехнадзора от 15.12.2011 N 714, действуют до конца указанного в них срока. Прохождение дополнительной переаттестации не требуется. Последующая (периодическая) аттестация этой категории работников должна проводиться уже в ЦАК.

5.

Доработать нормы Положения- 1 в части исключения нормы об аттестации в аттестационных комиссиях Ростехнадзора "иных лиц по решению председателя ЦАК или его заместителя" по определению таких лиц и необходимости их аттестации

Поскольку в нормативном правовом акте невозможно учесть все частные случаи и нюансы, данная норма регулирует аттестацию следующих лиц:

- специалистов организаций, в случае невозможности/нецелесообразности создания в организации аттестационной комиссии (малое кол-во лиц, подлежащих аттестации);

- лиц, подлежащих аттестации в ЦАК, но не имеющих возможность приезда в Москву (территориальная удаленность, финансовые затруднения, состояние здоровья т.д.);

- лиц, подлежащих аттестации в ТАК, но желающих пройти аттестацию в ЦАК или ТАК другого территориального органа (возникновение конфликтных ситуаций, физическое нахождение в другом регионе (например, вахтовый метод) и др.).

Обращение в ЦАК необходимо для исключения злоупотреблений как со стороны предприятий так и со стороны ТАКов, контроля и регулирования распределения количества лиц, подлежащих аттестации в той или иной аттестационной комиссии Ростехнадзора.

6.

Доработать пункт 12 Положения-1 в части установления обоснованного перечня случаев проведения первичной аттестации специалистов. При этом целесообразно в качестве основания для проведения первичной аттестации установить изменение областей (объемов) аттестации, определенных должностными обязанностями специалиста, а не изменение должностных обязанностей специалиста

Данное предложение учтено. Подготовлен проект приказа "О внесении изменений в Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденное приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007 г. N 37", согласно которому абзацы третий и четвертый пункта 12 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Положение), предлагается изложить в следующей редакции:

"при переводе на другую работу, если при осуществлении должностных обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации;

при переходе из одной организации в другую, если при осуществлении должностных обязанностей на работе в данной организации требуется проведение аттестации по другим областям аттестации.".

Данный проект приказа в настоящее время проходит общественные слушания.

7.

Установить единый срок для прохождения периодической аттестации один раз в пять лет

Данное предложение учтено. Подготовлен проект приказа "О внесении изменений в Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденное приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007 г. N 37", согласно которому пункт 13 Положения предлагается изложить в следующей редакции:

"13. Периодическая аттестация специалистов проводится не реже чем один раз в пять лет. Если в нормативном правовом акте в сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору установлены иные сроки периодической аттестации, чем предусмотренные настоящим Положением, то применяются нормы настоящего Положения.".

Данный проект приказа в настоящее время проходит общественные слушания.

8.

Доработать пункт 15 в части определения условий для назначения внеочередной аттестации руководителей и/или лиц, на которых возложена ответственность за безопасное ведение работ на объекте, на котором произошли авария или несчастных случай со смертельным исходом. Определить необходимость внеочередной аттестации в ЦАК при выявлении нарушении установленных требований безопасности (входящих в компетенцию Ростехнадзора), допущенных указанными лицами и подтвержденными актами расследования аварии или несчастного случая

Сведения о лицах, подлежащих внеочередной аттестации в ЦАК, представляет председателю ЦАК руководитель территориального органа на основании результатов расследования причин аварии или несчастного случая со смертельным исходом. Таким образом, в случае выявления нарушений требований безопасности, информация о лицах, допустивших данные нарушения, отражается в акте расследования причин аварии или несчастного случая. В случае отсутствия в акте лиц, допустивших нарушения требований безопасности, специалисты данной организации внеочередной аттестации не подлежат.

Например, по результатам анализа аварий и несчастных случаев, произошедших в 2011 году, лица, подлежащие внеочередной аттестации, выявлены в 78% случаев. В 2012 году - 64%.

9.

Внести изменения в пункт 11 Положения-2 в части отмены необходимости подтверждения квалификации специалистам с высшим или средним профильным образованием, работающим по рабочим профессиям

Указанное положение включено на основании требований, установленных нормативными правовыми актами, регулирующих отношения по эксплуатации отдельных ОПО. Так, пунктом 1.7.10 Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности, утвержденными постановлением Госгортехнадзора от 05.06.2003 N 56 установлено, что специалисты с высшим и средним профессиональным образованием, в том числе работающие по рабочим специальностям, а также практиканты высших и средних профессиональных учебных учреждений для получения допуска к самостоятельной работе должны пройти аттестацию с выдачей соответствующего удостоверения по рабочим профессиям. При выдаче такого удостоверения за теоретический курс обучения засчитывается подтвержденный дипломом теоретический курс по соответствующей специальности в рамках образовательной программы (для практикантов - справка), а за производственный - стажировка на рабочем месте в порядке, установленном в данной организации.

10.

Уточнить, являются ли идентичными понятия "проверка знаний" и "аттестация" (пункты 14, 15, 24), дать определение понятиям "область аттестации", "отдельный экзамен" (пункт 4)

Согласиться с замечанием Минэкономразвития России в части разграничения понятий "аттестация" и "проверка знаний".

Внести соответствующие изменения в Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденное приказом Ростехнадзора от 29 января 2007 г. N 37

11.

Исключить последний абзац пункта 2 как создающий избыточные обязанности и выходящий за рамки регулирования нормативного акта, а в отдельных случаях за пределы компетенции Ростехнадзора

Указанное положение коррелирует с положениями иных нормативных правовых актов, регламентирующих правила безопасной эксплуатации ОПО, которые учитывались при разработке данного приказа. Так, например, пунктом 1.7.6 Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности, утвержденными постановлением Госгортехнадзора от 05.06.2003 N 56, установлено, что допуск к работам на ОПО возможен только после прохождения стажировки и проверки практических навыков, пунктами 7.2.2. - 7.2.3 Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, утвержденных постановлением Госгортехнадзора от 11.06.2003 N 91 предусмотрено, что перед допуском к работе проводится теоретический экзамен на курсах, создаваемых организациями, по результатам которого выдаются удостоверения с указанием наименования, параметров рабочей среды сосудов, к обслуживанию которых эти лица допущены.

Таким образом, обсуждаемый пункт приказа N 37 призван подчеркнуть, что наличие удостоверения об аттестации не отменяет обязательных требований по допуску к работе, установленных иными нормативными правовыми актами.

12.

Внести изменения в пункт 14, предусматривающий проведение внеочередной проверки знаний всех действующих нормативных правовых актов и нормативно-технических документов, устанавливающих требования безопасности, после ввода в действие новых нормативных правовых актов и нормативно-технических документов, в части определения объемов такой проверки

Согласиться с замечанием Минэкономразвития России . Исключить пункт 14 из в Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от 29 января 2007 г. N 37

13.

Исключить из объема аттестации по вопросам безопасности проверку знаний требований энергетической безопасности, так как указанные в разделе Г требования энергетической безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ и НТД, проверяются при проверке знаний в соответствии с требованиями Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства топлива и энергетики Российской Федерации от 19 февраля 2000 г. N 49, а также в соответствии с Межотраслевыми правилами охраны труда (безопасности) при эксплуатации электроустановок ПОТРМ-016- 2001, на основании знаний которых присваивается группа по электробезопасности

Согласиться с замечанием Минэкономразвития России.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.