Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Правительства РФ от 27 июня 2013 г. N 543 "О государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов)" (с изменениями и дополнениями)

Информация об изменениях:

Наименование изменено с 6 февраля 2023 г. - Постановление Правительства России от 4 февраля 2023 г. N 163

См. предыдущую редакцию

Постановление Правительства РФ от 27 июня 2013 г. N 543
"О государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов)"

С изменениями и дополнениями от:

26 марта, 4 сентября 2015 г., 5 февраля 2016 г., 17 октября 2018 г., 3 июня 2019 г., 17 августа 2020 г., 30 июня, 23 декабря 2021 г., 4 февраля, 7 ноября 2023 г.

 

Правительство Российской Федерации постановляет:

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 6 февраля 2023 г. - Постановление Правительства России от 4 февраля 2023 г. N 163

См. предыдущую редакцию

1. Утвердить прилагаемые:

Положение о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов);

изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.

2. Утратил силу с 6 февраля 2023 г. - Постановление Правительства России от 4 февраля 2023 г. N 163

Информация об изменениях:

См. предыдущую редакцию

3. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.

4. Федеральной службе по тарифам в 3-месячный срок утвердить:

форму отчета об использовании инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики и в сфере теплоснабжения;

форму отчета о проведении систематического наблюдения и анализа за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики и в сфере теплоснабжения;

форму отчета о проведении систематического наблюдения и анализа за соблюдением стандартов раскрытия информации.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2015 г. N 941 в пункт 5 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

5. Реализация настоящего постановления осуществляется Федеральной антимонопольной службой в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных этой Службе в федеральном бюджете на обеспечение ее деятельности.

 

Председатель Правительства
Российской Федерации

Д. Медведев

 

Москва

27 июня 2013 г.

N 543

 

Информация об изменениях:

Положение изменено с 6 февраля 2023 г. - Постановление Правительства России от 4 февраля 2023 г. N 163 (в редакции постановления Правительства России от 7 ноября 2023 г. N 1869)

См. предыдущую редакцию

Положение
о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов)
(утв. постановлением Правительства РФ от 27 июня 2013 г. N 543)

С изменениями и дополнениями от:

26 марта, 4 сентября 2015 г., 5 февраля 2016 г., 17 октября 2018 г., 3 июня 2019 г., 17 августа 2020 г., 30 июня, 23 декабря 2021 г., 4 февраля, 7 ноября 2023 г.

ГАРАНТ:

См. Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в сферах естественных монополий и в области государственного регулирования цен (тарифов), утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1088

I. Общие положения

 

1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления государственного контроля (надзора) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), предмет которого установлен в пункте 6 настоящего Положения (далее соответственно - контролируемые лица, государственный контроль (надзор).

В соответствии с настоящим Положением осуществляются следующие виды государственного контроля (надзора):

государственный контроль (надзор) за реализацией контролируемыми лицами полномочий в сферах естественных монополий;

государственный контроль (надзор) за реализацией контролируемыми лицами полномочий в области регулирования цен (тарифов) в области газоснабжения;

государственный контроль (надзор) за реализацией контролируемыми лицами полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики;

государственный контроль (надзор) за реализацией контролируемыми лицами полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;

государственный контроль (надзор) за реализацией контролируемыми лицами полномочий в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;

государственный контроль (надзор) за реализацией контролируемыми лицами полномочий в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 18 ноября 2023 г. - Постановление Правительства России от 7 ноября 2023 г. N 1869

См. предыдущую редакцию

2. Государственный контроль (надзор) осуществляется Федеральной антимонопольной службой и территориальными органами Федеральной антимонопольной службы (далее - контрольный орган).

3. К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора), применяются положения Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", а также федеральных законов "О естественных монополиях", "О газоснабжении в Российской Федерации", "Об электроэнергетике", "О теплоснабжении", "О водоснабжении и водоотведении", "Об отходах производства и потребления", и настоящего Положения.

4. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:

"инвестиционные ресурсы" - средства, предусмотренные в качестве источников финансирования инвестиционных программ субъектов естественных монополий, субъектов электроэнергетики, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных в установленном порядке (далее - инвестиционные программы), включенные в состав необходимой валовой выручки таких организаций при установлении регулируемых цен (тарифов) в объеме, предусмотренном инвестиционными программами;

"использование инвестиционных ресурсов" - расходование инвестиционных ресурсов в соответствии с целями, мероприятиями и объемами финансирования, предусмотренными инвестиционными программами.

5. Должностными лицами контрольного органа, осуществляющими государственный контроль (надзор) (далее - инспекторы), являются:

а) руководитель Федеральной антимонопольной службы;

б) заместители руководителя Федеральной антимонопольной службы, в ведении которых находятся вопросы государственного контроля (надзора);

в) начальники структурных подразделений Федеральной антимонопольной службы и их заместители, в ведении которых находятся вопросы государственного контроля (надзора);

г) начальники отделов структурных подразделений Федеральной антимонопольной службы и их заместители, в ведении которых находятся вопросы государственного контроля (надзора), главные государственные инспекторы, старшие государственные инспекторы и государственные инспекторы отделов структурных подразделений Федеральной антимонопольной службы, в ведении которых находятся вопросы государственного контроля (надзора);

д) федеральные государственные гражданские служащие Федеральной антимонопольной службы ведущей и старшей групп должностей категории "специалисты", младшей группы должностей категории "обеспечивающие специалисты" отделов структурных подразделений Федеральной антимонопольной службы, не указанные в подпункте "г" настоящего пункта, в ведении которых находятся вопросы государственного контроля (надзора);

Информация об изменениях:

Пункт 5 дополнен подпунктом "е" с 18 ноября 2023 г. - Постановление Правительства России от 7 ноября 2023 г. N 1869

е) федеральные государственные гражданские служащие территориальных органов Федеральной антимонопольной службы.

6. Предметом государственного контроля (надзора) является:

а) в сферах естественных монополий (за исключением случаев, указанных в подпунктах "б" - "д" настоящего пункта) - соблюдение контролируемым лицом при реализации полномочий в сферах естественных монополий обязательных требований, установленных Федеральным законом "О естественных монополиях", другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами в сферах естественных монополий, к установлению и (или) применению цен (тарифов) в сферах естественных монополий, регулируемых на уровне контролируемого лица, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), учета контролируемым лицом экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, а также раздельного учета доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности при установлении государственных регулируемых цен (тарифов), использования инвестиционных ресурсов, учтенных при государственном регулировании цен (тарифов);

б) в области газоснабжения - соблюдение контролируемым лицом при реализации полномочий в области регулирования цен (тарифов) в области газоснабжения обязательных требований, установленных Федеральным законом "О газоснабжении в Российской Федерации", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами в области газоснабжения, к установлению и (или) применению регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения, регулируемых на уровне контролируемого лица, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), учета контролируемым лицом экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, а также раздельного учета доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности при установлении регулируемых государством цен (тарифов);

в) в сфере электроэнергетики - соблюдение контролируемым лицом при реализации полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики обязательных требований, установленных Федеральным законом "Об электроэнергетике", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере электроэнергетики, к установлению и (или) применению цен (тарифов) и платы в электроэнергетике, регулируемых на уровне контролируемого лица, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов) и платы, учета контролируемым лицом экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении субъектами электроэнергетики видов деятельности, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике, а также раздельного учета доходов и расходов при осуществлении субъектами электроэнергетики указанных видов деятельности при установлении регулируемых государством цен (тарифов) и платы, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении регулируемых государством цен (тарифов) и платы;

г) в сфере теплоснабжения - соблюдение контролируемым лицом при реализации полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения обязательных требований, установленных Федеральным законом "О теплоснабжении", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, к установлению и (или) применению цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, регулируемых на уровне контролируемого лица, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), учета контролируемым лицом экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, а также раздельного учета доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения при установлении регулируемых цен (тарифов), использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов), и соблюдение контролируемым лицом стандартов раскрытия информации, предусмотренных Федеральным законом "О теплоснабжении";

д) в сфере водоснабжения и водоотведения - соблюдение контролируемым лицом при реализации полномочий в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения обязательных требований, установленных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами в сфере водоснабжения и водоотведения, к установлению и (или) применению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, регулируемых на уровне контролируемого лица, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании тарифов, учета контролируемым лицом экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, а также раздельного учета доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения при установлении регулируемых тарифов, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении тарифов, и соблюдение контролируемым лицом стандартов раскрытия информации, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении";

е) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами - соблюдение контролируемым лицом при реализации полномочий в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами обязательных требований, установленных Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области обращения с твердыми коммунальными отходами, к установлению и (или) применению тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, регулируемых на уровне контролируемого лица, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании тарифов, учета контролируемым лицом экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также раздельного учета доходов и расходов по регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами при установлении регулируемых тарифов, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении тарифов, и соблюдение контролируемым лицом стандартов раскрытия информации, предусмотренных Федеральным законом "Об отходах производства и потребления".

 

II. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля (надзора)

 

7. При осуществлении государственного контроля (надзора) проводятся следующие профилактические мероприятия:

а) обобщение правоприменительной практики;

б) консультирование;

в) информирование.

Информация об изменениях:

Пункт 8 изменен с 18 ноября 2023 г. - Постановление Правительства России от 7 ноября 2023 г. N 1869

См. предыдущую редакцию

8. В рамках осуществления государственного контроля (надзора) в целях обобщения правоприменительной практики Федеральной антимонопольной службой ежегодно готовится доклад о правоприменительной практике.

Доклад о правоприменительной практике утверждается руководителем Федеральной антимонопольной службы и размещается на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным годом.

9. Консультирование осуществляется инспектором на личном приеме или посредством видео-конференц-связи в соответствии с графиком консультирования, определенным руководителем контрольного органа.

Консультирование осуществляется по вопросам соблюдения обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора) в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения (далее - обязательные требования).

Информация об изменениях:

Пункт 10 изменен с 18 ноября 2023 г. - Постановление Правительства России от 7 ноября 2023 г. N 1869

См. предыдущую редакцию

10. В целях информирования Федеральная антимонопольная служба размещает и ежемесячно актуализирует на своем официальном сайте в сети "Интернет":

а) тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора);

б) сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля (надзора), о сроках и порядке их вступления в силу;

в) перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц актов, содержащих обязательные требования, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований;

г) сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;

Информация об изменениях:

Подпункт "д" изменен с 18 ноября 2023 г. - Постановление Правительства России от 7 ноября 2023 г. N 1869

См. предыдущую редакцию

д) сведения о порядке досудебного обжалования решений Федеральной антимонопольной службы, действий (бездействия) инспекторов;

е) доклады о правоприменительной практике.

 

III. Контрольные (надзорные) мероприятия и контрольные (надзорные) действия

 

11. Государственный контроль (надзор) осуществляется посредством следующих плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий:

а) документарная проверка;

б) выездная проверка;

в) наблюдение за соблюдением обязательных требований.

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 11 1 с 18 ноября 2023 г. - Постановление Правительства России от 7 ноября 2023 г. N 1869

11 1. Территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет государственный контроль (надзор) исключительно посредством документарных и выездных проверок.

12. Под документарной проверкой в целях настоящего Положения понимается контрольное (надзорное) мероприятие, которое проводится по месту нахождения контрольного органа.

В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

получение письменных объяснений;

истребование документов.

13. Под выездной проверкой в целях настоящего Положения понимается комплексное контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое посредством взаимодействия с конкретным контролируемым лицом.

В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр;

опрос;

получение письменных объяснений;

истребование документов.

14. В ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) получение письменных объяснений;

б) истребование документов;

в) осмотр сайта в сети "Интернет";

г) анализ информации, поступившей через федеральную государственную информационную систему "Единая информационно-аналитическая система "Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования" (далее - единая аналитическая система).

15. Под осмотром в целях настоящего Положения понимается контрольное (надзорное) действие, заключающееся в проведении визуального обследования территорий, помещений (отсеков), производственных и иных объектов, продукции (товаров) и иных предметов без вскрытия помещений (отсеков), транспортных средств, упаковки продукции (товаров), без разборки, демонтажа или нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами, а также визуальный осмотр сайта в сети "Интернет".

Осмотр осуществляется инспектором в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи.

По результатам осмотра инспектором составляется протокол осмотра, в который вносится перечень осмотренных территорий и помещений (отсеков) или сайтов в сети "Интернет", а также вид, количество и иные идентификационные признаки обследуемых объектов, имеющие значение для контрольного (надзорного) мероприятия.

Осмотр не может проводиться в отношении жилого помещения.

16. Под опросом в целях настоящего Положения понимается контрольное (надзорное) действие, заключающееся в получении инспектором устной информации, имеющей значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, от контролируемого лица или его представителя и иных лиц, располагающих такой информацией.

Результаты опроса фиксируются в протоколе опроса, который подписывается опрашиваемым лицом, подтверждающим достоверность изложенных им сведений, а также в акте контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если полученные сведения имеют значение для контрольного (надзорного) мероприятия.

17. Под получением письменных объяснений в целях настоящего Положения понимается контрольное (надзорное) действие, заключающееся в запросе инспектором письменных свидетельств, имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, от контролируемого лица или его представителя, свидетелей, располагающих такими сведениями (далее - объяснения).

Объяснения оформляются путем составления письменного документа в свободной форме, подписываются лицом, дающим объяснения, с указанием даты их составления.

Объяснения должны быть представлены контролируемым лицом инспектору в разумный срок, указанный в запросе о представлении объяснений.

18. Под истребованием документов в целях настоящего Положения понимается контрольное (надзорное) действие, заключающееся в предъявлении (направлении) инспектором контролируемому лицу требования о представлении необходимых и (или) имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований документов и (или) их копий.

Истребуемые документы направляются в контрольный орган в форме электронного документа, за исключением случаев, если контрольным органом установлена необходимость представления документов на бумажном носителе или у контролируемого лица отсутствует возможность представления документов в форме электронного документа. Документы могут быть представлены в контрольный орган на бумажном носителе контролируемым лицом лично или через представителя либо направлены по почте заказным письмом. На бумажном носителе представляются заверенные контролируемым лицом копии.

В случае представления заверенных копий истребуемых документов инспектор вправе ознакомиться с подлинниками документов. По требованию инспектора контролируемым лицом представляются подлинники документов.

Документы, которые истребуются в ходе контрольного (надзорного) мероприятия, должны быть представлены контролируемым лицом инспектору в срок, указанный в требовании о представлении документов, но не менее чем в течение 3 рабочих дней со дня получения соответствующего требования. В случае если контролируемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в установленный в указанном требовании срок, оно обязано незамедлительно ходатайством в письменной форме уведомить инспектора о невозможности представления документов в установленный срок с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленный срок, и срока, в течение которого контролируемое лицо может представить истребуемые документы. В случае указания в требовании о представлении документов способа направления ходатайства о продлении срока представления документов контролируемое лицо уведомляет инспектора указанным способом.

В течение 2 рабочих дней со дня получения такого ходатайства инспектор продлевает срок представления документов или отказывает в продлении, о чем составляется соответствующий ответ, направляемый контролируемому лицу любым доступным способом.

19. Непредставление или несвоевременное представление в контрольный орган истребуемых объяснений и (или) документов влечет административную ответственность в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

IV. Проведение проверок

 

Информация об изменениях:

Пункт 20 изменен с 18 ноября 2023 г. - Постановление Правительства России от 7 ноября 2023 г. N 1869

См. предыдущую редакцию

20. Плановые выездные и документарные проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) проводятся по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 63 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".

Внеплановые выездные и документарные проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) проводятся по основаниям, предусмотренным частями 8 и 9 статьи 63 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".

В случае наличия оснований, предусмотренных частями 8 и 9 статьи 63 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", внеплановые выездные и документарные проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) по поручению Федеральной антимонопольной службы могут проводиться территориальными органами Федеральной антимонопольной службы.

Поручение Федеральной антимонопольной службы территориальному органу Федеральной антимонопольной службы о проведении проверки должно содержать:

наименование контролируемого лица, в отношении которого проводится проверка, его адрес и место нахождения;

цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

правовые основания проведения проверки.

21. Проверка проводится на основании приказа руководителя контрольного органа о проведении проверки.

Приказ руководителя контрольного органа о проведении проверки должен содержать:

фамилию, имя, отчество (при наличии), должность инспектора (инспекторов), уполномоченного (уполномоченных) на проведение проверки;

наименование контролируемого лица, в отношении которого проводится проверка, его адрес и место нахождения;

цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

правовые основания проведения проверки;

сроки проведения и перечень контрольных (надзорных) действий (мероприятий по контролю), необходимых для достижения целей и задач проверки;

даты начала и окончания проведения проверки.

22. Контролируемое лицо уведомляется о проведении плановой проверки не менее чем за 3 рабочих дня до начала ее проведения, о проведении внеплановой проверки - не менее чем за 24 часа до начала ее проведения. Одновременно с уведомлением о проведении проверки контролируемому лицу направляется приказ руководителя контрольного органа о проведении проверки.

23. Срок проведения проверки должен составлять не более 40 рабочих дней.

В срок проведения документарной поверки не включается период с момента направления контрольным органом контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в контрольный орган, а также период с момента направления контролируемому лицу информации контрольного органа о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у контрольного органа документах и (или) полученных при осуществлении государственного контроля (надзора), и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в контрольный орган.

24. По результатам проверки составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия - акт проверки в 2 экземплярах, один из которых вручается или направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении контролируемому лицу или его представителю в срок, не превышающий 10 дней со дня составления акта. К акту проверки прилагаются протоколы, предусмотренные пунктами 15 и 16 настоящего Положения, объяснения работников контролируемого лица и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

 

V. Наблюдение за соблюдением обязательных требований

 

Информация об изменениях:

Пункт 25 изменен с 18 ноября 2023 г. - Постановление Правительства России от 7 ноября 2023 г. N 1869

См. предыдущую редакцию

25. Под наблюдением за соблюдением обязательных требований в целях настоящего Положения понимается анализ данных о соблюдении контролируемым лицом обязательных требований, имеющихся у Федеральной антимонопольной службы, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, в том числе в единой аналитической системе.

ГАРАНТ:

Абзацы 2 - 5 пункта 25 вступают в силу с 1 июля 2024 г.

Для целей осуществления государственного контроля (надзора) в части использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении цен (тарифов), контролируемые лица представляют в контрольный орган, в том числе посредством единой аналитической системы:

отчеты, содержащие информацию об инвестиционных программах, по форме, утверждаемой контрольным органом, - ежегодно, до 20 февраля года, в котором реализуется инвестиционная программа;

отчеты, содержащие информацию об исполнении инвестиционных программ, по форме, утверждаемой контрольным органом, - за год, в котором реализована инвестиционная программа (ежегодно, до 30 мая года, следующего за отчетным);

отчеты о результатах наблюдения за соблюдением обязательных требований в части использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении цен (тарифов), проводимого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2021 г. N 1915 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области государственного регулирования цен (тарифов)", содержащие в том числе информацию о выявленных нарушениях в части использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении цен (тарифов), и принятых мерах по их устранению, по форме, утверждаемой контрольным органом (в случае, если контролируемое лицо наделено полномочиями по проведению указанного наблюдения), - ежегодно, до 20 февраля года, следующего за отчетным.

Информация об изменениях:

Пункт 26 изменен с 18 ноября 2023 г. - Постановление Правительства России от 7 ноября 2023 г. N 1869

См. предыдущую редакцию

26. Наблюдение за соблюдением обязательных требований не требует издания распоряжения или приказа руководителя Федеральной антимонопольной службы.

Федеральная антимонопольная служба при наблюдении за соблюдением обязательных требований вправе запрашивать необходимую для осуществления наблюдения информацию у органов государственной власти, в том числе контролируемого лица, в целях проверки достоверности документов и сведений, поступивших в ходе межведомственного информационного взаимодействия, представленных контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, и (или) полученных при представлении отчетов, указанных в пункте 25 настоящего Положения.

Информация об изменениях:

Пункт 27 изменен с 18 ноября 2023 г. - Постановление Правительства России от 7 ноября 2023 г. N 1869

См. предыдущую редакцию

27. В случаях выявления по результатам наблюдения за соблюдением обязательных требований признаков нарушения обязательных требований Федеральная антимонопольная служба фиксирует указанные нарушения в акте контрольного (надзорного) мероприятия, содержащем отчет о проведенном наблюдении за соблюдением обязательных требований, который составляется в 2 экземплярах, один из которых вручается или направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении контролируемому лицу или его представителю в срок, не превышающий 3 дней со дня составления акта.

 

Информация об изменениях:

Наименование изменено с 18 ноября 2023 г. - Постановление Правительства России от 7 ноября 2023 г. N 1869

См. предыдущую редакцию

VI. Рассмотрение результатов контрольного (надзорного) мероприятия. Обжалование решений Федеральной антимонопольной службы, действий (бездействия) инспекторов

 

Информация об изменениях:

Пункт 28 изменен с 18 ноября 2023 г. - Постановление Правительства России от 7 ноября 2023 г. N 1869

См. предыдущую редакцию

28. В случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте контрольного (надзорного) мероприятия, указанном в пункте 24 или 27 настоящего Положения, контролируемое лицо вправе представить в контрольный орган, проводивший контрольное (надзорное) мероприятие, в письменной форме возражения в отношении акта контрольного (надзорного) мероприятия в целом или его отдельных положений. При этом контролируемое лицо вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность возражений, или их копии либо в согласованный срок передать их в контрольный орган. Указанные документы могут быть направлены в форме электронных документов (пакета электронных документов).

Предельный срок представления возражений составляет:

15 рабочих дней со дня получения акта контрольного (надзорного) мероприятия, составленного по итогам проверки;

5 рабочих дней со дня получения акта контрольного (надзорного) мероприятия, составленного по итогам наблюдения за соблюдением обязательных требований.

В случае поступления возражений в территориальный орган Федеральной антимонопольной службы возражения вместе с актом контрольного (надзорного) мероприятия направляются в Федеральную антимонопольную службу в течение 15 рабочих дней cо дня поступления возражений.

В случае непредставления возражений в территориальный орган Федеральной антимонопольной службы акт контрольного (надзорного) мероприятия направляется территориальным органом Федеральной антимонопольной службы в Федеральную антимонопольную службу в течение 15 рабочих дней cо дня окончания предельного срока представления возражений.

В случае поступления в Федеральную антимонопольную службу возражений Федеральная антимонопольная служба назначает консультации с контролируемым лицом по вопросу рассмотрения поступивших возражений, которые проводятся в течение 30 рабочих дней со дня поступления возражений. В ходе таких консультаций контролируемое лицо вправе давать пояснения, представлять дополнительные документы или их заверенные копии, в том числе представлять информацию о предпочтительных сроках устранения выявленных нарушений обязательных требований. Консультации по решению Федеральной антимонопольной службы могут проводиться с приглашением представителей контролируемого лица или без приглашения представителей контролируемого лица на основании представленных контролируемым лицом возражений. При участии представителей контролируемого лица консультации могут проводиться посредством видео-конференц-связи. О проведении консультаций контролируемое лицо уведомляется не позднее чем за 5 дней до дня их проведения.

Консультации проводятся комиссией Федеральной антимонопольной службы, образованной из ее должностных лиц.

Информация об изменениях:

Пункт 29 изменен с 18 ноября 2023 г. - Постановление Правительства России от 7 ноября 2023 г. N 1869

См. предыдущую редакцию

29. В случае выявления по результатам контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом Федеральная антимонопольная служба в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязана:

а) выдать контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) (далее - предписание);

б) при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков административного правонарушения принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

30. Предписание должно содержать следующие данные:

а) дата и место составления предписания;

б) дата и номер акта контрольного (надзорного) мероприятия, указанного в пункте 24 или 27 настоящего Положения, на основании которого выдается предписание;

в) фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность лица (лиц), выдавшего (выдавших) предписание;

г) наименование контролируемого лица;

д) содержание предписания с указанием обязательных требований, которые нарушены;

е) действия и (или) решения, которые необходимо осуществить и (или) принять контролируемому лицу для устранения выявленных нарушений обязательных требований;

ж) основание выдачи предписания - реквизиты нормативных правовых актов, которыми установлены обязательные требования, с указанием их структурных единиц (статьи, части, пункты, подпункты, абзацы);

з) сроки исполнения предписания.

Информация об изменениях:

Пункт 31 изменен с 18 ноября 2023 г. - Постановление Правительства России от 7 ноября 2023 г. N 1869

См. предыдущую редакцию

31. В случаях, предусмотренных федеральными законами "О газоснабжении в Российской Федерации", "Об электроэнергетике", "О теплоснабжении", "О водоснабжении и водоотведении", по результатам контрольного (надзорного) мероприятия Федеральной антимонопольной службой может быть принято решение об отмене решения контролируемого лица в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2004 г. N 123 "Об утверждении Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - решения об отмене решений контролируемого лица).

Информация об изменениях:

Пункт 32 изменен с 18 ноября 2023 г. - Постановление Правительства России от 7 ноября 2023 г. N 1869

См. предыдущую редакцию

32. В целях рассмотрения вопроса о принятии решения об отмене решений контролируемого лица, вопроса о выдаче предписания, а также вопроса осуществления контроля за исполнением решений об отмене решений контролируемого лица и предписаний создается комиссия Федеральной антимонопольной службы, уполномоченная принимать решения по результатам рассмотрения указанных вопросов.

Информация об изменениях:

Пункт 33 изменен с 18 ноября 2023 г. - Постановление Правительства России от 7 ноября 2023 г. N 1869

См. предыдущую редакцию

33. Федеральная антимонопольная служба осуществляет контроль за исполнением решений об отмене решений контролируемого лица и предписаний.

Федеральной антимонопольной службой рассматриваются следующие вопросы, связанные с исполнением решений об отмене решений контролируемого лица и предписаний:

разъяснение способа и порядка исполнения решений об отмене решений контролируемого лица и предписаний;

изменение сроков исполнения решений об отмене решений контролируемого лица и предписаний по мотивированному ходатайству контролируемого лица;

об установлении факта исполнения или неисполнения (ненадлежащего исполнения) решений об отмене решений контролируемого лица и предписаний и установлении нового срока исполнения решений об отмене решений контролируемого лица и предписаний.

Информация об изменениях:

Пункт 34 изменен с 18 ноября 2023 г. - Постановление Правительства России от 7 ноября 2023 г. N 1869

См. предыдущую редакцию

34. В случае установления факта неисполнения (ненадлежащего исполнения) решений об отмене решений контролируемого лица и предписаний Федеральная антимонопольная служба принимает меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также устанавливает новый разумный срок исполнения решений об отмене решений контролируемого лица и предписаний.

В случае неисполнения решений об отмене решений контролируемого лица и предписаний в указанный новый срок Федеральная антимонопольная служба повторно принимает меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Информация об изменениях:

Пункт 35 изменен с 18 ноября 2023 г. - Постановление Правительства России от 7 ноября 2023 г. N 1869

См. предыдущую редакцию

35. Руководитель Федеральной антимонопольной службы рассматривает жалобы контролируемых лиц на решения Федеральной антимонопольной службы, действия (бездействие) инспекторов при осуществлении государственного контроля (надзора).

Жалоба подлежит рассмотрению в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации. Указанный срок может быть продлен руководителем Федеральной антимонопольной службы не более чем на 20 рабочих дней.

 

Изменения,
которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 27 июня 2013 г. N 543)

 

1. В постановлении Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 г. N 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 4, ст. 282; 2005, N 7, ст. 560; 2009, N 17, ст. 2088; 2010, N 33, ст. 4431):

а) в пункте 2 слова "государственный контроль за соблюдением" заменить словами "государственный контроль (надзор) в части соблюдения";

б) в абзаце втором пункта 3.1 стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных указанным постановлением, слова "контроль за раскрытием" заменить словами "государственный контроль (надзор) в части соблюдения стандартов раскрытия".

2. В Положении о государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2005 г. N 637 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 44, ст. 4561; 2007, N 40, ст. 4797; 2011, N 46, ст. 6535):

а) в пункте 1 слова ", в том числе порядок проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности операторов связи в части определения экономической обоснованности затрат и иных показателей операторов связи, учитываемых при установлении регулируемых тарифов (далее - государственное регулирование), а также государственного контроля за правильностью применения операторами связи регулируемых тарифов на услуги связи (далее - государственный контроль)" заменить словами "(далее - государственное регулирование)";

б) в пункте 3 слова "и государственный контроль осуществляются" заменить словом "осуществляется";

в) в пункте 4 слова "и государственный контроль осуществляются" заменить словом "осуществляется";

г) пункты 7.1, 18 - 31 признать утратившими силу.

3. В Правилах государственного регулирования тарифов или их предельных уровней на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 980 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 2, ст. 104; 2009, N 51, ст. 6324; 2010, N 23, ст. 2838):

а) в пункте 1 слова ", а также государственного контроля за правильностью применения субъектами естественных монополий регулируемых тарифов на услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов" исключить;

б) в пункте 3 слова ", а также проведения мероприятий по государственному контролю в отношении установления (изменения, отмены) и применения тарифов (далее - государственный контроль)" исключить;

в) пункт 4 после слов "мероприятия по государственному контролю" дополнить словом "(надзору)";

г) раздел III признать утратившим силу.

4. В постановлении Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 г. N 293 "О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 17, ст. 1887; 2010, N 19, ст. 2316):

а) в наименовании и абзаце втором пункта 1 слова "и контроле" исключить;

б) в Положении о государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утвержденном указанным постановлением:

в наименовании слова "и контроле" исключить;

в подпункте "в" пункта 1 слова ", а также контроля по вопросам, связанным с их определением (установлением) и применением" исключить;

в пункте 2:

в абзаце втором слова "и контроль по вопросам, связанным с их определением (установлением) и применением," исключить;

в абзаце третьем слова "и контролю" исключить;

пункты 17-34 признать утратившими силу.

5. В постановлении Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 г. N 643 "О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 32, ст. 4051):

а) в наименовании и абзаце втором пункта 1 слова "и контроле" исключить;

б) в Положении о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденном указанным постановлением:

в наименовании слова "и контроле" исключить;

в подпункте "в" пункта 1 слова ", а также контроля за их определением (установлением) и применением" исключить;

в абзаце втором пункта 3 слова "и контроль за их определением (установлением) и применением" исключить;

пункты 22 и 23 признать утратившими силу.

6. В Основах ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 4, ст. 504):

а) пункт 7 после абзаца третьего дополнить абзацем следующего содержания:

"Установленные цены (тарифы) могут быть пересмотрены до окончания срока их действия, в том числе в течение финансового года, в случае выявления нарушений, связанных с нецелевым использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы), и (или) принятия в установленном порядке решения об изменении инвестиционной программы организации, осуществляющей регулируемую деятельность.";

б) пункт 41 признать утратившим силу.

 

Установлено, как осуществляется государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов).

Выделяют 2 вида госконтроля - федеральный и региональный. Первый осуществляет ФСТ России, второй - соответствующие органы исполнительной власти субъектов Федерации.

Органы контроля (надзора) следят за ценами (тарифами) субъектов естественных монополий, а также ценами (тарифами, надбавками), сложившимися в следующих сферах. Это газо- , тепло- и водоснабжение, водоотведение, коммунальный комплекс, электроэнергетика.

Названы способы госконтроля. Это, в частности, проверки организаций, ИП, региональных органов власти и органов местного самоуправления. Мониторинг соблюдения обязательных требований в указанных выше областях. Рассмотрение ходатайств (не дольше 30 рабочих дней) юрлиц и ИП об изменении порядка раскрытия информации о своей деятельности.

Регламентировано, как проводятся проверки. Например, в ходе контрольных мероприятий запрашиваются необходимые документы, проводится их экспертиза, обследуются объекты.

Субъекты электроэнергетики и теплоснабжения по запросу органа госконтроля представляют утвержденные инвестиционные программы и отчеты об использовании инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы). Определены сроки направления информации.

ФСТ России поручено утвердить формы соответствующей отчетности в 3-месячный срок.

Приведен перечень правительственных актов, которые утрачивают силу. Внесены соответствующие поправки.

 

 

Постановление Правительства РФ от 27 июня 2013 г. N 543 "О государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов)"

 

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования

 

Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 1 июля 2013 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 8 июля 2013 г. N 27 ст. 3602

 

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

 

Постановление Правительства РФ от 7 ноября 2023 г. N 1869

Изменения вступают в силу с 18 ноября 2023 г.

 

Постановление Правительства РФ от 4 февраля 2023 г. N 163 (в редакции постановления Правительства России от 7 ноября 2023 г. N 1869)

Изменения вступают в силу с 6 февраля 2023 г.

Абзацы 2 - 5 пункта 25 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) (в редакции названных изменений) вступают в силу с 1 июля 2024 г.

 

Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2021 г. N 2424

Изменения вступают в силу с 7 января 2022 г.

 

Постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1088

Изменения вступают в силу с 2 июля 2021 г.

 

Постановление Правительства РФ от 17 августа 2020 г. N 1254

Изменения вступают в силу с 27 августа 2020 г.

 

Постановление Правительства РФ от 3 июня 2019 г. N 709

Изменения вступают в силу с 15 июня 2019 г.

 

Постановление Правительства РФ от 17 октября 2018 г. N 1235

Изменения вступают в силу с 27 октября 2018 г.

 

Постановление Правительства РФ от 5 февраля 2016 г. N 78

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

 

Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2015 г. N 941

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления

 

Постановление Правительства РФ от 26 марта 2015 г. N 277

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления