Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 28 июня 2013 г. N 03-03-06/1/24671 О формировании первоначальной стоимости инвестиционного актива, фактические затраты на создание которого частично возмещены за счет предоставленных из бюджета субсидий

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 28 июня 2013 г. N 03-03-06/1/24671

 

Вопрос: Согласно п. 8 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). В перечне фактических затрат, формирующих первоначальную стоимость основных средств, сумма процентов, уплаченных кредитной организации по заемным средствам, полученным на приобретение, сооружение, изготовление инвестиционного актива, не поименована.

Вместе с тем, согласно п. 7 ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам" в стоимость инвестиционного актива включаются проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору), непосредственно связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением инвестиционного актива. При этом под инвестиционным активом понимается объект имущества, подготовка которого к предполагаемому использованию требует длительного времени и существенных расходов на приобретение, сооружение и (или) изготовление. К инвестиционным активам относятся объекты незавершенного производства и незавершенного строительства, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету заемщиком и (или) заказчиком (инвестором, покупателем) в качестве основных средств (включая земельные участки), нематериальных активов или иных внеоборотных активов.

Согласно позиции Министерства финансов РФ, изложенной в письме от 24.09.2012 г. N 03-05-05-01/56, в случае получения компанией государственных субсидий, предоставленных на возмещение затрат, понесенных ею при приобретении, сооружении и (или) изготовлении инвестиционного актива (в том числе - на частичное возмещение стоимости строительно-монтажных работ, на частичное возмещение суммы уплаченных процентов по полученным кредитам), указанные затраты включаются в стоимость инвестиционного актива за минусом полученных субсидий.

Просим пояснить, как, исходя из положений ПБУ 6/01 и ПБУ 15/2008 с учетом позиции Минфина РФ, изложенной в письме N 03-05-05-01/56 должна формироваться стоимость инвестиционного актива при условии получения компанией государственных субсидий на компенсацию части затрат на приобретение, сооружение и (или) изготовление инвестиционного актива?

 

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке формирования первоначальной стоимости инвестиционного актива, фактические затраты на создание которого частично возмещены за счет предоставленных из бюджета субсидий, и сообщает следующее.

1. Для целей налогового учета.

Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг регламентировано статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой субсидии указанным лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

При определении объекта налогообложения по налогу на прибыль организаций налогоплательщиками учитываются доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определены в статье 251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим. Субсидии, полученные коммерческими организациями, в данном перечне не поименованы, в связи с чем учитываются в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке. При этом данные субсидии не подлежат отдельному учету.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 256 НК РФ амортизация по амортизируемому имуществу, созданному с использованием бюджетных средств целевого финансирования, не начисляется. В целях налогообложения прибыли к средствам целевого финансирования и целевым поступлениям относится имущество, поименованное в подпункте 14 пункта 1 и пункте 2 статьи 251 НК РФ. Субсидии, предоставленные коммерческим организациям в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, целевым финансированием в целях налогообложения прибыли не признаются.

Учитывая изложенное, расходы, произведенные коммерческими организациями за счет предоставленных субсидий, подлежат учету в целях налога на прибыль организаций в общеустановленном порядке.

Порядок формирования первоначальной стоимости основного средства предусмотрен статьей 257 НК РФ.

Согласно пункту 1 указанной статьи НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно либо выявлено в результате инвентаризации, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с пунктами 8 и 20 статьи 250 НК РФ), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ.

Вместе с тем расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида в целях налогообложения прибыли организаций подлежат учету в составе внереализационных расходов (подпункт 2 пункта 1 статьи 265 НК РФ) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 269 НК РФ.

Таким образом, расходы на приобретение амортизируемого имущества, произведенные коммерческими организациями за счет средств предоставленных субсидий, учитываются в первоначальной стоимости указанного имущества в порядке, установленном статьей 257 НК РФ. Проценты по долговым обязательствам в целях налога на прибыль организаций в первоначальной стоимости амортизируемого имущества не учитываются.

2. Для целей бухгалтерского учета.

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, признаваемой как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества), установлены ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи", утвержденным приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н.

В отношении признания затрат на уплату процентов по полученным кредитам в случае предоставления субсидии на возмещение части соответствующих затрат, которые были получены на приобретение, сооружение и (или) изготовление инвестиционного актива, обращаем внимание на Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2009 г. (письмо Минфина России от 28.01.2010 N 07-02-18/01).

 

Заместитель директора Департамента

С.В. Разгулин

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Перечень доходов, не учитываемых при исчислении базы по налогу на прибыль, определен НК РФ. Субсидии, полученные коммерческими организациями, в него не включены. Следовательно, учитываются в общеустановленном порядке. Кроме того, они не подлежат отдельному учету.

Амортизация по имуществу, созданному с использованием бюджетных средств целевого финансирования, не начисляется. Средства целевого финансирования и целевые поступления указаны в НК РФ. Субсидии, предоставленные коммерческим организациям на возмещение затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров (выполнением работ, оказанием услуг), не признаются целевым финансированием. Таким образом, расходы коммерческого юрлица, произведенные за счет субсидий, учитываются в целях налогообложения прибыли по общему правилу.

Отмечается, что затраты коммерческой организации на приобретение амортизируемого имущества за счет субсидии учитываются в его первоначальной стоимости. Проценты по долговым обязательствам любого вида включаются в состав внереализационных расходов для целей налогообложения прибыли. Соответственно, проценты по кредитам не учитываются в первоначальной стоимости амортизируемого имущества.

Сообщается также, что правила формирования в бухучете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям, установлены ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи" (приказ Минфина России от 16.10.2000 N 92н).

По вопросу признания затрат на уплату процентов по кредитам, частично возмещенных за счет субсидии, которая была получена на создание инвестиционного актива, следует руководствоваться Рекомендациями аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухотчетности организаций за 2009 г. (письмо Минфина России от 28.01.2010 N 07-02-18/01).


Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 28 июня 2013 г. N 03-03-06/1/24671


Текст письма официально опубликован не был