Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 26 июля 2013 г. N 03-03-06/1/29764
Вопрос: Общество несет расходы по созданию рекламного видеоролика и его дальнейшему размещению в СМИ.
Согласно подп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее "НК РФ"), к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.
Пунктом 4 ст. 264 НК РФ предусмотрен перечень расходов на рекламу, которые в зависимости от ее назначения или размещения учитываются в целях налогообложения прибыли как ненормируемые и нормируемые расходы.
В НК РФ не содержится определения понятия средств массовой информации. В силу ст. 11 НК РФ институты, понятия, термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" N 2124-1 от 27.12.1991 г. под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации; под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год.
В НК РФ не содержится понятия рекламных мероприятий, но следуя из фактических обстоятельств размещения рекламных видеороликов на телевидении, в понятие рекламные мероприятия через средства массовой информации входят не только расходы на размещение видеороликов на телевидении, но и расходы, связанные с их созданием. Расходы на создание рекламных видеороликов не могут учитываться сами по себе, а учитываются в зависимости от того, каким способом была размещена реклама. И если организация, предоставляющая услуги по размещению рекламного ролика, зарегистрирована как средство массовой информации, то соответственно расходы на создание рекламного видеоролика, равно как и расходы на его размещение, также относятся к расходам на рекламные мероприятия через средства массовой информации, предусмотренные абз. 2 п. 4 ст. 264 НК РФ и как следствие не подлежат нормированию, при условии соблюдения положений п. 1 ст. 252 НК РФ.
Учитывая изложенное, просим разъяснить: правомерна ли изложенная выше позиция Общества и вправе ли Общество учитывать при исчислении налога на прибыль расходы на создание рекламного видеоролика как ненормируемые расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации, предусмотренные абз. 2 п. 4 ст. 264 НК РФ, если Рекламное Агентство, оказывающее услуги по созданию видеоролика, не зарегистрировано как средство массовой информации, в то время как организация, предоставляющая услуги по размещению видеоролика, зарегистрирована как средство массовой информации?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли затрат на изготовление рекламного видеоролика и размещение его в средствах массовой информации и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно подпункту 28 пункта 1 статьи 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений пункта 4 статьи 264 Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 264 Кодекса к расходам организации на рекламу в целях налогообложения прибыли организации относятся:
расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и информационно-телекоммуникационные сети;
расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах втором-четвертом пункта 4 статьи 264 Кодекса, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 Кодекса.
Таким образом, экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты по созданию и размещению рекламного видеоролика в средствах массовой информации, по мнению Департамента, могут быть учтены в составе расходов на рекламу для целей налогообложения прибыли организаций в полном объеме.
Что касается затрат по созданию рекламного видеоролика, если такой видеоролик относится к нематериальным активам (амортизируемому имуществу), то налогоплательщик относит к расходам на рекламу амортизационные отчисления, начисленные в соответствии с действующим порядком.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Даны разъяснения по вопросу учета в целях налогообложения прибыли затрат на изготовление рекламного видеоролика и размещение его в СМИ.
К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся затраты на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания.
По мнению Минфина, экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты по созданию и размещению рекламного видеоролика в СМИ могут быть учтены в составе расходов на рекламу в полном объеме.
В отношении затрат по созданию рекламного видеоролика (нематериального актива (амортизируемого имущества)) налогоплательщик относит к расходам на рекламу начисленные амортизационные отчисления.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 26 июля 2013 г. N 03-03-06/1/29764
Текст письма опубликован в журнале "Документы и комментарии", август 2013 г. N 16