Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - заместителя начальника правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Мироненко П.А.,
членов Комиссии:
заместителя начальника отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа Федирко А.И.,
ведущего консультанта отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Игнатущенко П.П.,
при участии представителя ООО "ТРАНСМОСТ" Скардина Д.А., представители Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной дороги общего пользования федерального значения "Вилюй" Федерального дорожного агентства" на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "ТРАНСМОСТ" (далее - Заявитель) на действия Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной дороги общего пользования федерального значения "Вилюй" Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта "на строительство мостового перехода через р. Марха на км 756+000 автомобильной дороги "Вилюй" от автомобильной дороги М-53 "Байкал" через Братск, Усть-Кут, Мирный до Якутска в Республике Саха (Якутия)" (номер извещения 0316100000613000031) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в Конкурсе копии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а именно: 33.1.13 Объекты электроснабжения свыше 110 кВ, при этом Конкурсная документация не содержит информации о потребности в работах на объектах электроснабжения свыше 110 кВ.
2. Заказчиком в Конкурсной документации установлено необоснованное требование о предоставлении в качестве подтверждения опыта выполнения работ в качестве субподрядчика по сопоставимым объектам копий разрешений на ввод объектов в эксплуатацию (на генподрядчика).
3. Проектно-сметная документация размещена Заказчиком, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) не в полном объеме, а именно: отсутствуют локальные сметы.
4. Заказчиком в пункте 4.3 проекта контракта Конкурсной документации не установлен единый порядок оплаты работ, а именно в части авансирования работ.
5. В Конкурсной документации Заказчиком установлено неправомерное требование о предоставлении победителем Конкурса заверенной копии лицензии Центрального Банка Российской Федерации.
6. В Конкурсной документации не предусмотрен способ обеспечения исполнения контракта - передача Заказчику в залог денежных средств в форме вклада (депозита).
7. Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно установлено положение о том, что "Окончание срока действия любого из видов обеспечения исполнения контракта - не ранее 6 месяцев с даты окончания срока выполнения работ".
8. Извещение и Конкурсная документация противоречат друг другу в части указания даты и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе, а именно: в извещении о проведении Конкурса дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе установлены - 17.07.2013 в 11:00, в Конкурсной документации - 09.07.2013 в 09:30.
9. Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки по показателю "степень детализации и проработанности организационно-технических предложений" критерия "Качество работ и квалификация участника размещения заказа".
10. Заказчиком в Конкурсной документации предусмотрено выполнение работ в соответствии с требованиями недействующих и отмененных нормативных документов.
11. Заказчиком в Конкурсной документации установлены противоречивые положения относительно срока выплаты гарантийной суммы.
На заседании Комиссии 09.07.2013 представителем Заявителя представлено заявление, в соответствии с которым ООО "ТРАНСМОСТ" отзывает часть доводов жалобы в связи с внесением Заказчиком изменений в Конкурсную документацию, а именно доводы жалобы, указанные в пунктах 9, 10 и 11 настоящего решения.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 09.07.2013 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы Заявителя, у Заказчика истребованы дополнительные документы и сведения по Аукциону, в связи с чем, рассмотрение жалобы Заявителя перенесено на 10.07.2013.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Конкурса размещено на Официальном сайте - 07.06.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 4 980 180 000 рублей;
3) дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе - 02.08.2013 в 09:30.
1. В соответствии с частью 2.1 статьи 22 Закона о размещении заказов не допускается включать в конкурсную документацию (в том числе и в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена Законом о размещении заказов.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в Конкурсе копии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а именно: 33.1.13 Объекты электроснабжения свыше 110 кВ, при этом Конкурсная документация не содержит информации о потребности в работах на объектах электроснабжения свыше 110 кВ.
Вместе с тем, согласно представленным Заказчиком на заседание Комиссии пояснениям по жалобе (исх. от 08.07.2013 N 1757/06) "Заказчиком 08.07.2013 внесены изменения в Конкурсную документацию, а именно: вместо слов "33.1.13 Объекты электроснабжения свыше 110 кВ" следует читать "33.1.13 Объекты электроснабжения до 110 кВ включительно".
Таким образом, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации установлено необоснованное требование о предоставлении в качестве подтверждения опыта выполнения работ в качестве субподрядчика по сопоставимым объектам копий разрешений на ввод объектов в эксплуатацию (на генподрядчика).
Вместе с тем, согласно представленным Заказчиком на заседание Комиссии пояснениям по жалобе (исх. от 08.07.2013 N 1757/06) "Заказчиком 05.07.2013 внесены изменения в Конкурсную документацию, а именно: пятый абзац пункта 1.1.5 Конкурсной документации читать в следующей редакции "по выполненным работам в качестве субподрядчика: копии актов приемки объектов капитального строительства (на генподрядчика), копии разрешений на ввод объектов в эксплуатацию (на застройщика), копии контрактов (договоров) с приложением ведомостей объемов работ".
Таким образом, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно части 2 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В целях надлежащего соблюдения требования части 2 статьи 22 Закона о размещении заказов, проектно-сметная документация должна входить в состав документации о торгах и размещаться на официальном сайте в полном объеме.
Согласно представленным Заказчиком на заседание Комиссии пояснениям по жалобе (исх. от 08.07.2013 N 1757/06) "Локальные сметы добавлены в состав Конкурсной документации 08.07.2013, путем внесения изменений в Конкурсную документацию".
Таким образом, довод Заявителя о том, что проектно-сметная документация размещена Заказчиком на Официальном сайте не в полном объеме, а именно: отсутствуют локальные сметы, не нашел своего подтверждения.
4. В соответствии с пунктом 4.2 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов Конкурсная документация должна содержать форму, сроки и порядок оплаты товара, работ, услуг.
Согласно пункту 4.3 проекта контракта Конкурсной документации "Заказчик производит авансирование части стоимости подрядных работ в размере 30 процентов лимитов бюджетных обязательств, доведенных ему на соответствующий финансовый год, после предоставления подрядчиком счета на перечисление аванса. Последующее авансирование выполняемых работ Заказчик вправе осуществлять в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных ему на соответствующий финансовый год, после подтверждения выполнения подрядчиком предусмотренных контрактом работ в объеме произведенного авансового платежа. При этом общая сумма авансирования не может превышать суммы обеспечения контракта".
Таким образом, не определив порядок оплаты работ, размер перечисляемых денежных средств на расчетный счет подрядчика, Заказчик нарушил пункт 4.2 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов.
5. В соответствии с частью 4 статьи 29 Закона о размещении заказов в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта, контракт заключается только после предоставления участником конкурса, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, предусмотренном конкурсной документацией.
Согласно Приложению 5 Конкурсной документации Заказчиком установлено, что в качестве приложения к банковской гарантии должна представлена "заверенная копия лицензии ЦБ РФ на имя Гаранта с перечнем банковских операций, право на осуществление которых предоставляется кредитной организации".
Однако, требование Заказчика о предоставлении с безотзывной банковской гарантией "заверенной копии лицензии ЦБ РФ на имя Гаранта с перечнем банковских операций, право на осуществление которых предоставляется кредитной организации" не предусмотрено положениями Закона о размещении заказов и нарушает часть 4 статьи 29 Закона о размещении заказов.
6. В соответствии с пунктом 15.2 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать, в том числе, размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок его предоставления в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Согласно пункту 20.1 "Размер обеспечения исполнения государственного контракта, срок и порядок его представления" части 20 Конкурсной документации "Государственный контракт заключается только после предоставления обеспечения контракта участником конкурса, с которым заключается контракт, в виде: безотзывной банковской гарантии или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита) в размере 20% от начальной (максимальной) цены государственного контракта или 996 036 606 (Девятьсот девяносто шесть миллионов тридцать шесть тысяч шестьсот шесть) рублей 00 копеек. Участником конкурса самостоятельно определяется способ обеспечения исполнения контракта из вышеперечисленных".
Таким образом, довод жалобы Заявителя о том, что в Конкурсной документации не предусмотрен способ обеспечения исполнения контракта - передача Заказчику в залог денежных средств в форме вклада (депозита), не нашел своего подтверждения.
7. Согласно доводу жалобы Заявителя, в пункте 20.8 "Размер обеспечения исполнения государственного контракта, срок и порядок его представления" части 20 Конкурсной документации неправомерно установлено положение о том, что "Окончание срока действия любого из видов обеспечения исполнения контракта - не ранее 6 месяцев с даты окончания срока выполнения работ".
В соответствии с представленными Заказчиком на заседание Комиссии пояснениями по жалобе (исх. от 08.07.2013 N 1757/06) "Минимальный срок 6 месяцев с даты окончания срока выполнения работ установлен Заказчиком исходя из следующих обстоятельств, которые проводятся или могут возникнуть после установленного срока окончания срока выполнения работ: проведение приемочной диагностики объекта; устранение обнаруженных дефектов; несвоевременное окончание выполнения работ; приемка в эксплуатацию приемочной комиссией".
На заседании Комиссии установлено, что положения пункта 20.8 "Размер обеспечения исполнения государственного контракта, срок и порядок его представления" части 20 Конкурсной документации не противоречит Закону о размещении заказов.
Таким образом, довод жалобы Заявителя о том, что Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно установлено положение о том, что "Окончание срока действия любого из видов обеспечения исполнения контракта - не ранее 6 месяцев с даты окончания срока выполнения работ", не нашел своего подтверждения.
8. В соответствии с пунктом 11 части 4 статьи 21 Закона о размещении заказов в извещении о проведении открытого конкурса должны быть указаны следующие сведения: место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, место и дата рассмотрения таких заявок и подведения итогов конкурса.
Согласно пункту 13 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать, в том числе, место, порядок, даты и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.
В соответствии с частью 3 статьи 24 Закона о размещении заказов заказчик, уполномоченный орган по собственной инициативе или в соответствии с запросом участника размещения заказа вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе. Изменение предмета конкурса не допускается. В течение одного дня со дня принятия решения о внесении изменений в конкурсную документацию такие изменения размещаются заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса, и в течение двух рабочих дней направляются заказными письмами или в форме электронных документов всем участникам размещения заказа, которым была предоставлена конкурсная документация. При этом срок подачи заявок на участие в конкурсе должен быть продлен так, чтобы со дня размещения на официальном сайте внесенных изменений в конкурсную документацию до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе такой срок составлял не менее чем двадцать дней.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком 08.07.2013 внесены изменения в извещение о проведении Конкурса и Конкурсную документацию, в соответствии с которыми дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе установлены - 27.07.2013 в 09:30.
Таким образом, довод жалобы Заявителя о том, что извещение и Конкурсная документация противоречат друг другу в части указания даты и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе, а именно: в извещении о проведении Конкурса дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе установлены - 17.07.2013 в 11:00, в Конкурсной документации - 09.07.2013 в 09:30, не нашел своего подтверждения.
Действия Заказчика, утвердившего Конкурсную документацию с нарушением требований Закона о размещении заказов, указанных в пунктах 4, 5 настоящего решения, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ТРАНСМОСТ" обоснованной в части не установления порядка оплаты работ, установления требования о предоставлении с безотзывной банковской гарантией заверенной копии лицензии ЦБ РФ на имя Гаранта с перечнем банковских операций, право на осуществление которых предоставляется кредитной организации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4.2 части 4 статьи 22, части 4 статьи 29 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
4. Передать материалы дела от 10.07.2013 N К-1090/13 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии: |
П.А.Мироненко |
члены Комиссии: |
А.И. Федирко |
|
П.П. Игнатущенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 10 июля 2013 г. N К-1090/13 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов"
Текст решения официально опубликован не был