Приложение. Рекомендации по поддержке педагогических работников, работающих с детьми из социально неблагополучных семей

Приложение

 

Рекомендации
по поддержке педагогических работников, работающих с детьми из социально неблагополучных семей

 

1. Определение понятия "социально неблагополучная семья"

 

Анализ нормативных правовых оснований употребления понятия "социально неблагополучная семья" показывает, что наиболее близким к нему по смыслу является используемый в федеральном законодательстве термин "семья, находящаяся в социально опасном положении".

В статье 1 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (в действующей редакции) даны следующие определения:

семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;

беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;

Таким образом, критериями отнесения семей к категории находящихся в социально опасном положении являются:

неисполнение родителями (законными представителями) обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды по сезону, отсутствие регулярного питания и санитарно-гигиенических условий, ухода за ребенком в соответствии с возрастом, отказ от лечения детей, безнадзорность или беспризорность детей, оставление ребенка по месту проживания (пребывания) или на улице в возрасте или состоянии, при котором он не может самостоятельно ориентироваться, если названные обстоятельства создают угрозу жизни и здоровью ребенка);

неисполнение родителями (законными представителями) обязанностей по воспитанию и обучению детей, в т.ч. отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей, приводящее к нарушению прав ребенка на образование или к совершению ребенком противоправных деяний, безнадзорность или беспризорность детей, жестокое обращение с ними (нанесение физического, психического и морального ущерба ребенку), вовлечение в совершение преступлений и антиобщественных действий (попрошайничество, проституцию, азартные игры, употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, употребление наркотических средств, употребление одурманивающих веществ);

наличие факторов, отрицательно влияющих на воспитание детей со стороны родителей (злоупотребление алкогольной и спиртосодержащей продукцией, употребление наркотических средств, аморальный образ жизни).

2. Выявление и учет семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении

 

Выявление и учет детей и семей в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации является межведомственной задачей, механизмы решения которой определены в законодательстве.

Согласно закону от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" образовательное учреждение выступает одним из субъектов межведомственного взаимодействия, наряду с органами соцзащиты, органами опеки, комиссиями по делам несовершеннолетних, медицинскими учреждениями и т.д. Именно на базе образовательных учреждений зачастую осуществляется первичное выявление и разрабатываются программы социально-психолого-педагогического сопровождения семей с детьми с риском социального неблагополучия. Выявление таких семей на ранней стадии неблагополучия является одним из наиболее значимых условий эффективности коррекционной работы, социальной, психологической и педагогической поддержки.

Организация выявления детей из семей с риском семейного неблагополучия, детьми уже находящихся в социально опасном положении, а также последующая работа с ними должна проводиться с максимальным использованием потенциала семьи на основе добровольного сотрудничества и с соблюдением этических принципов.

Основными методами оценки состояния детей из семей в социально опасном положении являются: включенное наблюдение, опрос (анкетирование, интервью), экспертный опрос, биографический метод, анализ документов, беседа, тестирование и др. При этом количественные и качественные методы оценки должны сочетаться.

По итогам выявленных случаев семейного неблагополучия педагогическими работниками составляется план социально-психолого-педагогического сопровождения детей из семей в социально опасном положении. В случаях выявления кризисных семей с высокой долей риска для жизни и здоровья ребенка следует организовать межведомственное взаимодействие междисциплинарной команды специалистов для вмешательства в ситуацию семьи с целью обеспечения безопасности и благополучия ребенка.

3. Определение категории педагогов, работающих с детьми из социально неблагополучных семей

 

Как правило, в соответствие штатному расписанию и функциональным обязанностям основную работу с детьми из социально неблагополучных семей в образовательных организациях и организациях социальной защиты ведут социальные педагоги и (или) педагоги-психологи, классные руководители, мастера производственного обучения, педагоги дополнительного образования, выполняющие следующие функции:

индивидуальное социально-психолого-педагогическое сопровождение ребенка и семьи;

коррекционно-развивающая работа с детьми из социально неблагополучных семей, испытывающими трудности в обучении;

организация дополнительного образования на базе образовательного учреждения.

Все перечисленные категории педагогических работников нуждаются в той или иной поддержке в зависимости от количества детей из социально неблагополучных семей, объема и содержания выполняемой работы и ее результатов.

4. Меры адресной поддержки педагогов, работающих с детьми из социально неблагополучных семей

 

Работа с детьми из социально неблагополучных семей предъявляет особые требования к профессионализму педагогов, создает повышенную психоэмоциональную напряженность педагогической деятельности. Это актуализирует проблему поддержки педагогов, работающих с детьми из социально неблагополучных семей.

При разработке в субъекте Российской системы мер целесообразно предусмотреть мероприятия, обеспечивающие разностороннюю поддержку педагогов:

1. Материальное стимулирование (финансовая поддержка):

включение в показатели стимулирующих выплат педагогам в рамках новой системы оплаты труда показателей, характеризующих их результативность в индивидуальной работе с детьми из социально неблагополучных семей;

введение дополнительных выплат стимулирующего характера педагогам, работающим с детьми из социально неблагополучных семей.

2. Поддержка профессионального развития, повышения эффективности работы педагогов с детьми из социально неблагополучных семей:

развитие системы психологической и профессионально-педагогической поддержки педагогов - организация профессионального общения, обмена опытом, в т.ч. с использованием ресурсов сети Интернет, психологических тренингов, индивидуальных психологических и методических консультаций;

разработка содержания и организация курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов, направленных на повышение компетентности в области сопровождения и оценки индивидуального прогресса обучающихся из социально неблагополучных семей, работы с детьми с учебными и поведенческими проблемами.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.