Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 3 июля 2013 г. N 262 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при производстве дознания в сокращенной форме" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 3 июля 2013 г. N 262
"Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при производстве дознания в сокращенной форме"

С изменениями и дополнениями от:

29 марта 2016 г.

ГАРАНТ:

Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 26 января 2017 г. N 33 настоящий приказ признан утратившим силу

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 04.03.2013 N 23-ФЗ "О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", в целях обеспечения единого подхода к осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов при производстве дознания в сокращенной форме, незамедлительного реагирования на выявленные нарушения законов, допущенные при расследовании преступлений, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур в соответствии с установленной компетенцией обеспечить единый подход к осуществлению прокурорского надзора за производством дознания в сокращенной форме.

1.1. Независимо от ведомственной принадлежности поднадзорных органов обеспечить неукоснительное соблюдение требований главы 32.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, безусловное реагирование на выявленные нарушения законов на всех этапах процессуальной деятельности с момента поступления сообщения о преступлении до принятия окончательного решения по уголовному делу.

1.2. Проверять соблюдение требований закона об уведомлении прокурора, а также потерпевшего об удовлетворении ходатайства подозреваемого о производстве дознания в сокращенной форме в течение 24 часов с момента вынесения такого постановления.

Организовать проверку законности и обоснованности решений об отказе в удовлетворении соответствующего ходатайства. При выявлении фактов нарушения закона принимать меры прокурорского реагирования, в том числе инициировать вопрос о привлечении соответствующего должностного лица органа дознания к установленной законом ответственности.

Принимать меры к отмене незаконного постановления дознавателя о производстве дознания в сокращенной форме, в случае если оно принято на основании ходатайства подозреваемого, не подписанного его защитником, обязательное участие которого предусмотрено п. 8 ч. 1 ст. 51 УПК РФ.

Информация об изменениях:

Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 29 марта 2016 г. N 180 пункт 1.3 изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

1.3. В ходе изучения материалов уголовного дела акцентировать внимание на обеспечении в соответствии со ст. 6.1 УПК РФ права потерпевшего на доступ к правосудию в разумный срок, исходя из того, что согласно ч. 1 ст. 42 УПК РФ решение о признании потерпевшим принимается незамедлительно с момента возбуждения уголовного дела либо после получения данных об этом лице.

1.4. Проверять неукоснительное выполнение органами дознания положений ст. 226.4 УПК РФ о праве подозреваемого на подачу ходатайства о производстве дознания в сокращенной форме и уведомлении о предельном двухсуточном сроке его подачи с момента, когда ему было разъяснено право о возможности обратиться с соответствующей просьбой (ходатайством).

Считать грубым нарушением уголовно-процессуального закона рассмотрение поступившего ходатайства подозреваемого в срок более 24 часов с момента его поступления к дознавателю.

2. При осуществлении надзорной деятельности внимательно оценивать достаточность оснований для производства дознания в сокращенной форме, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 226.1 УПК РФ, а также ч. 1 ст. 226.2 УПК РФ, устанавливающей обстоятельства, исключающие производство дознания в сокращенной форме, акцентируя внимание на вопросах, связанных с признанием подозреваемым вины, размера и характера причиненного преступлением вреда, а также его отношением к квалификации содеянного.

При выявлении обстоятельств, исключающих производство дознания в сокращенной форме, или несоблюдения условий его производства выносить постановление об отмене незаконного или необоснованного постановления дознавателя о производстве дознания в сокращенной форме, в котором должны также содержаться мотивированные указания о производстве дознания в общем порядке.

3. При проверке законности постановлений о возбуждении уголовного дела и производстве дознания в сокращенной форме оценивать правильность квалификации содеянного, в том числе с целью исключения ее необоснованного занижения. В случае несогласия с ней отменять соответствующее процессуальное решение с одновременным письменным указанием о производстве расследования в общем порядке.

4. В целях пресечения искусственного создания оснований для перехода на производство дознания в сокращенной форме не допускать необоснованного выделения материалов уголовного дела в отношении конкретного лица в отдельное производство, а также незамедлительно реагировать на несвоевременное соединение уголовных дел в отношении одного и того же лица при наличии к тому законных оснований.

5. В кратчайшие сроки рассматривать жалобы на постановления дознавателя об отказе в удовлетворении ходатайства о производстве дознания в сокращенной форме, а также о прекращении дознания в сокращенной форме и продолжении производства по уголовному делу в общем порядке, поступившие в соответствии со ст. 124 УПК РФ, уведомляя о принятом решении заинтересованных лиц.

В случае обоснованности доводов, приведенных в жалобе, принимать решение об отмене незаконного или необоснованного постановления об отказе в удовлетворении ходатайства о производстве дознания в сокращенной форме и давать дознавателю соответствующие письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий. Учитывать, что продолжение производства дознания в сокращенной форме возможно, только если оно будет окончено в срок, предусмотренный УПК РФ.

При иных обстоятельствах, когда восстановление нарушенного права невозможно ввиду истечения срока, установленного законом для завершения дознания в сокращенной форме, отказывая в удовлетворении жалобы, вносить в орган дознания представление о привлечении к предусмотренной законом ответственности виновных в этом должностных лиц.

6. Обеспечивая эффективный надзор на данном направлении деятельности, исходить из того, что дознание в сокращенной форме должно быть окончено в срок, не превышающий 15 суток со дня вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме, включая время составления (пересоставления при наличии к тому оснований) обвинительного постановления, ознакомления с материалами дела обвиняемого и его защитника, предусмотренное чч. 3, 4 и 8 ст. 226.7 УПК РФ.

Рассматривать вопрос о продлении срока дознания в сокращенной форме до 20 суток только при наличии ходатайства, предусмотренного ч. 6 ст. 226.7 УПК РФ, направленного органу дознания до окончания ознакомления с обвинительным постановлением и материалами уголовного дела, а также постановления органа дознания о продлении такого срока.

Тщательно изучать мотивированность данного процессуального решения, сопоставляя его с доводами, изложенными в ходатайстве, а также его соответствие положениям, содержащимся в ч. 6 ст. 226.7 УПК РФ.

7. При осуществлении прокурорского надзора исходить из того, что положения главы 32.1 УПК РФ направлены на сокращение издержек уголовного судопроизводства. В связи с этим максимальный срок дознания в сокращенной форме не может быть продлен прокурором более чем до 20 суток и не может превышать срока дознания в общем порядке.

В случае превышения максимально установленного срока дознания в сокращенной форме обеспечивать продолжение расследования по делу в обычном порядке, регламентированном УПК РФ.

8. Принимая во внимание, что производство дознания в сокращенной форме должно способствовать сокращению сроков расследования и упрощению досудебного производства по уголовным делам, возбужденным в отношении конкретных лиц, не допускать формального подхода к продлению срока расследования, а при поступлении постановления о его продлении после 24 часов с момента истечения 15 суток, отведенных для производства дознания в сокращенной форме, принимать решение об отказе в продлении данного срока и продолжении производства по уголовному делу в общем порядке.

9. При поступлении уголовного дела с обвинительным постановлением обращать внимание на соответствие его содержания требованиям, перечисленным в пп. 1-8 ч. 1 ст. 225 УПК РФ, а также на достаточность данных в прилагаемой к нему справке, зафиксированных в соответствии с ч. 10 ст. 226.7 УПК РФ.

В случае несоответствия обвинительного постановления требованиям, предъявляемым уголовно-процессуальным законом, возвращать его органу дознания для пересоставления в срок не более 2 суток.

10. В ходе изучения материалов уголовного дела тщательно проверять соответствие выводов органов дознания установленным при производстве дознания в сокращенной форме обстоятельствам, содержащимся в материалах уголовного дела. При этом особо исследовать вопросы о наличии объективных данных, подтверждающих виновность и исключающих самооговор обвиняемого, о соблюдении прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, в том числе права на защиту, о рассмотрении в полном объеме заявленных обвиняемым, его защитником, потерпевшим и (или) его представителем ходатайств, предусмотренных пп. 1-3 ч. 6 ст. 226.7 УПК РФ.

В случае выявления обстоятельств, препятствующих направлению уголовного дела в суд, предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 226.8 УПК РФ, выносить постановление о направлении его дознавателю для производства дознания в общем порядке.

Информация об изменениях:

Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 29 марта 2016 г. N 180 Приказ дополнен пунктом 10.1

10.1. В течение 2 суток с момента поступления материалов об обжаловании решения нижестоящего прокурора о возвращении уголовного дела дознавателю для пересоставления обвинительного постановления или о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке принимать мотивированное решение в соответствии с ч. 4 ст. 226.8 УПК РФ.

Проверять соблюдение дознавателем 24-часового срока обжалования решения прокурора и наличие согласия начальника органа дознания.

Особое внимание уделять вопросам незамедлительного исполнения постановлений прокурора о возвращении уголовного дела дознавателю для пересоставления обвинительного постановления или о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке и связанных с ними указаний в случае отказа в удовлетворении ходатайства дознавателя.

11. При наличии оснований, предусмотренных ст. 24, 25, 27, 28 и 28.1 УПК РФ, во всех случаях выносить постановление о прекращении уголовного дела, поступившего от дознавателя, о чем уведомлять заинтересованных лиц.

12. При утверждении обвинительного постановления в случае неподтверждения материалами уголовного дела отдельных пунктов обвинения либо неправильной квалификации и необходимости переквалификации на менее тяжкий состав преступления выносить соответствующее процессуальное решение, уведомляя о нем заинтересованных лиц.

13. Вести учет уголовных дел, дознание по которым осуществляется в сокращенной форме, обеспечив соблюдение предусмотренных главой 32.1 УПК РФ процессуальных сроков. В этих целях в прокуратурах завести соответствующие книги учета (прилагается).

14. В случае необходимости готовить предложения по внесению изменений в соответствующие формы статистической отчетности.

Информация об изменениях:

Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 29 марта 2016 г. N 180 в пункт 15 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

15. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур по итогам года обобщать и анализировать практику производства дознания в сокращенной форме и состояние прокурорского надзора на данном направлении деятельности.

Соответствующую информацию, в том числе о возникающих проблемах правоприменительной практики, и предложения по совершенствованию действующего законодательства отражать в докладных записках об исполнении настоящего приказа, которые представлять к 25 января в подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации:

в управление методико-аналитического обеспечения надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и оперативно-розыскной деятельностью;

в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму - в части, касающейся ФСБ России, а также по вопросам противодействия иных правоохранительных органов экстремистской деятельности;

в управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере - в части, касающейся органов внутренних дел на транспорте.

Военным прокурорам окружного звена представлять указанную информацию к обозначенному сроку в Главную военную прокуратуру.

Информация об изменениях:

Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 29 марта 2016 г. N 180 пункт 16 изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

16. Управлению методико-аналитического обеспечения надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и оперативно-розыскной деятельностью Генеральной прокуратуры Российской Федерации совместно с заинтересованными подразделениями ежегодно осуществлять обобщение практики на этом направлении деятельности и представлять аналитическую справку курирующему заместителю Генерального прокурора Российской Федерации не позднее 15 февраля.

17. Приказ опубликовать в журнале "Законность".

18. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

 

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции

Ю.Я. Чайка

 

Даны поручения по организации прокурорского надзора при производстве дознания в сокращенной форме.

В частности, необходимо проверять соблюдение требования об уведомлении прокурора и потерпевшего об удовлетворении ходатайства подозреваемого о производстве дознания в сокращенной форме. Об этом должно быть сообщено в течение 24 ч с момента вынесения дознавателем соответствующего постановления.

Если ходатайство подозреваемого не подписано его защитником, то постановление о производстве дознания в сокращенной форме считается незаконным и подлежит отмене.

Также нужно следить за тем, чтобы процессуальный статус потерпевшего присваивался не позднее 3 суток со дня возбуждения уголовного дела.

Грубым нарушением уголовно-процессуального закона считается рассмотрение ходатайства подозреваемого в срок более 24 ч с момента его поступления к дознавателю.

Важно акцентировать внимание на вопросах, связанных с признанием подозреваемым вины, размера и характера причиненного преступлением вреда, а также его отношением к квалификации содеянного.

В кратчайшие сроки должны рассматриваться жалобы на постановления об отказе в удовлетворении ходатайства подозреваемого, а также о прекращении дознания в сокращенной форме.

Дознание в сокращенной форме должно быть окончено не позднее 15 суток (в некоторых случаях - 20) со дня вынесения постановления. В это время включается составление обвинительного постановления, ознакомление с материалами дела обвиняемого и его защитника.

Максимальный срок дознания в сокращенной форме не может быть продлен прокурором более чем до 20 суток и не должен превышать срока дознания в общем порядке.

Предписано тщательно проверять соответствие выводов органов дознания обстоятельствам, содержащимся в материалах уголовного дела. При этом нужно особо исследовать вопросы о наличии объективных данных, подтверждающих виновность и исключающих самооговор обвиняемого, о соблюдении прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, о рассмотрении в полном объеме заявленных ходатайств.

В прокуратурах должны быть заведены книги для учета соответствующих уголовных дел.


Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 3 июля 2013 г. N 262 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при производстве дознания в сокращенной форме"


Текст приказа опубликован в журнале "Законность", 2013 г., N 9


Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 26 января 2017 г. N 33 настоящий приказ признан утратившим силу


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 29 марта 2016 г. N 180


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.