Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 270802.06 Кровельщик

Приложение

 

Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования по профессии 270802.06 Кровельщик
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 744)

С изменениями и дополнениями от:

9 апреля 2015 г.

ГАРАНТ:

Прием на обучение в соответствии с настоящим федеральным государственным образовательным стандартом прекращается 1 сентября 2018 г.

См. федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 08.01.04 Кровельщик, утвержденный приказом Минобрнауки России от 28 февраля 2018 г. N 138

См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах

I. Область применения

 

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по профессии 270802.06 Кровельщик для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих по данной профессии, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).

1.2. Право на реализацию программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 270802.06 Кровельщик имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Возможна сетевая форма реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки квалифицированных рабочих, служащих*(1).

 

II. Используемые сокращения

 

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

СПО - среднее профессиональное образование;

ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;

ППКРС - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс.

 

III. Характеристика подготовки по профессии

 

3.1. Сроки получения СПО по профессии 270802.06 Кровельщик в очной форме обучения и соответствующие квалификации приводятся в Таблице 1.

Информация об изменениях:

Приказом Минобрнауки России от 9 апреля 2015 г. N 390 в таблицу 1 внесены изменения

См. текст таблицы в предыдущей редакции

Таблица 1

 

Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППКРС

Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94)*

Срок получения СПО по ППКРС в очной форме обучения**

среднее общее образование

Кровельщик по рулонным кровлям и по кровлям из штучных материалов

Кровельщик по стальным кровлям

10 мес.

основное общее образование

 

2 года 10 мес.***

_____________________________

* ФГОС СПО в части требований к результатам освоения ППКРС ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.

** Независимо от применяемых образовательных технологий.

*** Образовательные организации, осуществляющие подготовку квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППКРС, в том числе с учетом получаемой профессии СПО.

 

3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании ППКРС:

кровельщик по рулонным кровлям и по кровлям из штучных материалов - кровельщик по стальным кровлям.

Сроки получения СПО по ППКРС независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:

а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения:

на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;

б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 6 месяцев.

 

IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников

 

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: устройство и ремонт кровли различных по сложности и конфигурации крыш с использованием рулонных, штучных и металлических материалов.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

кровля крыши различных конструкций;

элементы крыши и кровли различных конструкций;

материалы для устройства крыш и кровель;

система водоотвода;

элементы, конструкции и изделия из древесины, металлических материалов;

грузы и грузоподъемные механизмы;

дефекты и повреждения кровельного покрытия и элементов крыши;

инструменты, приспособления, механизмы и машины для кровельных работ.

4.3. Обучающийся по профессии 270802.06 Кровельщик готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Устройство кровли из рулонных и мастичных материалов.

4.3.2. Устройство кровли из неметаллических листовых и мелкоштучных материалов.

4.3.3. Устройство кровли из металлических материалов.

4.3.4. Ремонт кровли.

4.3.5. Осуществление сопутствующих видов деятельности при устройстве и ремонте кровельного покрытия.

 

V. Требования к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

 

5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность*(2), в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

5.2.1. Устройство кровли из рулонных и мастичных материалов.

ПК 1.1. Устраивать основание под кровлю.

ПК 1.2. Устраивать гидроизоляцию, пароизоляцию, теплоизоляцию.

ПК 1.3. Настилать кровельные рулонные материалы вручную при помощи приспособлений.

ПК 1.4. Устраивать элементы кровли.

ПК 1.5. Наносить мастичное покрытие на крышу с различным уклоном.

ПК 1.6. Контролировать качество устройства кровельного покрытия.

5.2.2. Устройство кровли из неметаллических листовых и мелкоштучных материалов.

ПК 2.1. Устраивать основание под кровлю.

ПК 2.2. Устраивать гидроизоляцию, пароизоляцию, теплоизоляцию.

ПК 2.3. Обделывать элементы кровли штучными материалами и деталями из металлических материалов.

ПК 2.4. Устраивать покрытие скатов.

ПК 2.5. Устраивать систему водоотвода.

ПК 2.6. Контролировать качество устройства кровельного покрытия.

5.2.3. Устройство кровли из металлических материалов.

ПК 3.1. Устраивать основание под кровлю.

ПК 3.2. Устраивать гидроизоляцию, пароизоляцию, теплоизоляцию.

ПК 3.3. Изготавливать шаблоны, собирать по шаблонам изделия, детали и фасонные части покрытия.

ПК 3.4. Обрабатывать металлические кровельные материалы вручную и механизированным способом.

ПК 3.5. Заготавливать картины рядового покрытия и элементы кровли.

ПК 3.6. Обделывать элементы кровли деталями из металлических материалов.

ПК 3.7. Устраивать рядовое покрытие в зависимости от формы крыши.

ПК 3.8. Устраивать систему водоотвода.

ПК 3.9. Контролировать качество устройства кровельного покрытия.

5.2.4. Ремонт кровли.

ПК 4.1. Производить демонтаж поврежденного кровельного покрытия, отдельных элементов кровли и конструктивных элементов крыши.

ПК 4.2. Выполнять замену и ремонт конструктивных элементов крыши.

ПК 4.3. Выполнять ремонт цементных и бетонных стяжек.

ПК 4.4. Выполнять частичную и полную замену кровельного покрытия из различных материалов.

ПК 4.5. Выполнять демонтаж и замену элементов системы водоотвода.

ПК 4.6. Контролировать качество выполнения ремонтных работ.

5.2.5. Осуществление сопутствующих видов деятельности при устройстве и ремонте кровельного покрытия.

ПК 5.1. Выполнять простые плотничные работы.

ПК 5.2. Выполнять стропальные работы.

ПК 5.3. Выполнять простые слесарные работы.

 

VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

 

6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общепрофессионального;

профессионального

и разделов:

физическая культура;

учебная практика;

производственная практика;

промежуточная аттестация;

государственная итоговая аттестация.

6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.

Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.

Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.

6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Информация об изменениях:

Приказом Минобрнауки России от 9 апреля 2015 г. N 390 в таблицу 2 внесены изменения

См. текст таблицы в предыдущей редакции

Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

 

Таблица 2

 

Индекс

Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)

В т.ч. часов обязательных учебных занятий

Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)

Коды формируемых компетенций

 

Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"

864

576

 

 

ОП.00

Общепрофессиональный учебный цикл

285

190

 

 

 

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: уметь:

читать строительные чертежи, чертежи различных конструкций и соединений, планы, разрезы;

выполнять рабочие эскизы в прямоугольных проекциях, определять масштаб, проставлять размеры;

знать:

значение графической грамотности

для квалифицированного рабочего;

стандарты на чертежи; виды и форматы чертежей;

масштабы, основные сведения о размерах и их точности;

линии чертежа;

основы проекционной графики;

назначение эскизов и последовательность их выполнения;

общие сведения о строительных чертежах: особенности постановки размеров, масштабирование, последовательность чтения строительных чертежей

 

 

ОП.01. Основы строительного черчения

ОК 1-7

ПК 3.3

ПК 5.1

ПК 5.3

 

уметь:

соблюдать безопасные условия труда при работе по устройству и ремонту кровель и при работе на высоте;

выполнять требования безопасности к рабочему месту кровельщика;

обеспечивать безопасность окружающих при производстве кровельных работ;

определять факторы риска при работе на высоте;

организовывать верхнюю и нижнюю опасные зоны, использовать средства индивидуальной защиты;

оказывать доврачебную помощь;

знать:

особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности;

нормативные правовые и технические акты

при производстве кровельных работ и работ на высоте;

требования безопасности к рабочему месту кровельщика, месту производства работ на высоте;

требования к средствам индивидуальной защиты и спецодежде кровельщика, способы хранения и эксплуатации средств защиты и поддержания их в работоспособном состоянии;

порядок допуска к выполнению самостоятельных работ на высоте;

требования электробезопасности, требования пожарной безопасности;

виды травматизма при выполнении кровельных работ и работ на высоте, мероприятия по оказанию доврачебной помощи;

порядок расследования причин аварий и несчастных случаев на рабочем месте

 

 

ОП.02. Охрана труда

ОК 1-7

ПК 1.1-1.5

ПК 2.1-2.5

ПК 3.1-3.4

ПК 3.6-3.8

ПК 4.1-4.5

ПК 5.1-5.3

 

уметь:

ориентироваться в конструкциях зданий и сооружений, в видах строительных работ, в проекте производства работ, в организации производства на реальной строительной площадке;

пользоваться нормативно-технической документацией на виды строительных работ;

ориентироваться в классификации кровельных систем;

знать:

особенности строительного производства;

основные сведения о зданиях и сооружениях;

требования к зданиям и сооружениям;

основные элементы зданий и сооружений;

конструкции и материалы, применяемые для строительства зданий и сооружений;

основные конструктивные схемы зданий;

строительные работы (виды, назначение, последовательность выполнения, краткая характеристика);

кровельные системы (строительные нормы и правила проведения кровельных работ, производство кровельных работ: виды, классификация, последовательность выполнения);

плотничные работы при устройстве кровель зданий и сооружений

 

 

ОП.03. Технология и организация строительного производства

ОК 1-7

ПК 1.6

ПК 2.6

ПК 3.9

ПК 4.6

ПК 5.1

ПК 5.2

ПК 5.3

 

уметь:

использовать прикладные программные средства в профессиональной деятельности;

применять компьютерные и телекоммуникативные средства;

знать:

состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности, базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ

 

 

ОП.04. Основы информационных технологий в профессиональной деятельности

ОК 1-7

 

уметь:

организовывать и проводить мероприятия

по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим;

знать:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

способы защиты населения от оружия массового поражения;

меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих

на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим

 

32

ОП.05. Безопасность жизнедеятельности

ОК 1-7

ПК 1.1-1.6

ПК 2.1-2.6

ПК 3.1-3.9

ПК 4.1-4.6

ПК 5.1-5.3

П.00

Профессиональный учебный цикл

499

346

 

 

ПМ.00

Профессиональные модули

499

346

 

 

ПМ.01

Устройство кровли из рулонных и мастичных материалов

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

устройства основания под рулонные и мастичные кровельные покрытия;

устройства изоляционных слоев;

устройства кровельного ковра;

уметь:

устраивать стяжки, температурно-усадочные швы, переходные бортики;

монтировать закладные элементы: водосточные воронки, компенсаторы деформационных швов, патрубки, анкерные болты;

закладывать антисептированные рейки для рулонного ковра;

устраивать деревянные основания;

обрабатывать деревянные основания защитными растворами и составами;

проверять уклоны и ровность основания;

укладывать гидроизоляционный, пароизоляционный материал, плитные теплоизоляционные материалы;

очищать, просушивать, грунтовать поверхность основания;

подготавливать и наклеивать кровельные рулонные материалы вручную при помощи приспособлений, машин;

устраивать элементы кровель: свесы, карнизы, фронтоны, коньки крыши, ендовы и разжелобки и т.д.;

устраивать примыкания кровли к стене, к деформационному шву;

устраивать мастичную кровлю: армирующий слой, мастичные слои;

наносить на кровельный ковер защитное покрытие;

контролировать качество устройства кровельного покрытия;

знать:

организацию рабочего места;

виды, составы, свойства и технологию приготовления растворов и бетонов;

виды пиломатериалов, технологические свойства древесины;

защитные растворы и составы, способы их приготовления и нанесения;

изоляционные, рулонные материалы, мастики: виды, технические свойства, область применения, способы укладки;

монтажные материалы;

устройство стяжек, температурно-усадочных швов, наклонных бортиков, закладных элементов кровель, устройство деревянных оснований;

устройство гидроизоляции, пароизоляции, теплоизоляции крыши;

устройство кровель из рулонных материалов: битумных, эластомерных, битумно-полимерных наплавляемых;

устройство кровли на сводчатых и арочных основаниях;

устройство мастичных кровель;

конструктивные особенности мастичных кровель в зависимости от уклонов;

способы армирования мастичных кровель;

выявление и устранение дефектов

при устройстве оснований под кровлю, изоляции и кровельного покрытия

 

 

МДК.01.01. Технология и организация устройства кровли из рулонных и мастичных материалов

ОК 1-7

ПК 1.1-1.6

ПМ.02

Устройство кровли из неметаллических листовых и мелкоштучных материалов

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

устройства основания под кровельное покрытие неметаллическими листовыми и мелкоштучными материалами;

устройства изоляционных слоев;

устройства кровельного покрытия;

уметь:

устраивать деревянное основание;

укладывать изоляционные материалы;

выкладывать коньки и ребра;

закрывать ендовы и разжелобки, примыкания;

обделывать слуховые окна;

укладывать и закреплять листы и плитки на основание;

контролировать качество устройства кровельного покрытия;

знать:

организацию рабочего места;

виды пиломатериалов, технологические свойства древесины;

защитные растворы и составы: способы их приготовления и нанесения;

изоляционные материалы: виды, технические свойства, область применения;

штучные материалы (асбоцементные листы, черепица, металлочерепица, древесина);

достоинства и недостатки штучных материалов;

металлические детали;

крепежные материалы;

устройство деревянных оснований;

устройство изоляционных слоев крыши;

конструктивные особенности элементов кровли;

устройство элементов кровли;

устройство кровли из асбестоцементных плоских и волнистых листов;

устройство кровли из черепицы;

выявление и устранение дефектов покрытия

 

 

МДК.02.01. Технология и организация устройства кровли из неметаллических листовых и мелкоштучных материалов

ОК 1-7

ПК 2.1-2.6

ПМ.03

Устройство кровли из металлических материалов

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

устройства основания под кровлю из металлических материалов;

устройства изоляционных слоев;

устройства кровельного покрытия различных форм крыши;

уметь:

выполнять основные слесарные операции;

изготавливать шаблоны из листовых материалов;

вырезать детали и фасонные части элементов кровли по шаблонам;

выкатывать заготовки вручную или при помощи механизмов;

собирать изделия и фасонные части;

выполнять фальцевые соединения;

заготавливать и собирать картины;

соединять картины кровельного покрытия в блоки;

изготавливать элементы карнизного свеса;

устраивать деревянное основание;

укладывать изоляционные материалы;

укладывать карнизные свесы и надстенные желоба;

покрывать скаты крыши, устраивать элементы крыши;

обделывать слуховые окна;

выполнять монтаж листов металлопрофиля и металлочерепицы;

контролировать качество устройства кровельного покрытия;

знать:

организацию рабочего места;

расчет криволинейных поверхностей, построение развертки;

виды пиломатериалов, технологические свойства древесины;

защитные растворы и составы;

изоляционные материалы;

материалы для изготовления шаблонов;

листовые и штучные металлические материалы: виды, технические свойства, область применения, подготовку материалов к обработке;

способы выполнения основных слесарных операций;

выкатку заготовок;

последовательность сборки изделий по шаблону;

технологию выполнения фальцевых соединений;

последовательность заготовки картин рядового покрытия, карнизного свеса;

способы расчета уклона надстенных желобов; устройство деревянного основания, изоляционных слоев крыши, покрытия скатов крыши, покрытия карнизного свеса;

особенности покрытия крайних частей скатов и других элементов крыши;

способы укладки настенных желобов;

монтаж листов металлопрофиля и металлочерепицы;

выявление и устранение дефектов рядового покрытия и элементов металлической кровли

 

 

МДК.03.01. Проектирование деталей элементов крыш

 

МДК.03.02. Технология и организация устройства кровли из металлических материалов

ОК 1-7

ПК 3.1-3.9

ПМ.04

Ремонт кровли

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

замены значительной части или всего кровельного покрытия из различных материалов;

выполнения частичной смены кровельного покрытия на отдельных небольших участках;

замены одного вида покрытия кровли на другой;

ремонта и замены конструктивных элементов крыши;

ремонта системы водоотвода;

уметь:

демонтировать поврежденные и изношенные листовые и штучные материалы, конструктивные элементы крыши;

устанавливать новые элементы крыши взамен поврежденных;

заменять поврежденные участки балок, стропил, обрешетки;

очищать поверхность поврежденного основания, устраивать стяжки, температурно-усадочные швы;

очищать и просушивать поврежденные места кровельного покрытия;

заделывать повреждения кровельного покрытия;

ставить заплаты;

разбирать покрытие и обделывать заново элементы кровли;

наносить окрашивающий состав;

устраивать новый вид кровельного покрытия;

выполнять демонтаж и замену элементов системы водоотвода;

контролировать качество ремонта и замены кровельного покрытия и элементов системы водоотвода;

знать:

основные дефекты кровли и конструкций крыши: механическое, биологическое, химическое разрушения кровельного ковра;

способы определения пригодности балок и стропил;

определение скрытых и явных дефектов

основания;

последовательность демонтажа и замены поврежденного кровельного покрытия, отдельных элементов кровли и конструктивных элементов крыши;

особенности ремонта при провисании крыши;

способы усиления стропил и перекрытий;

последовательность выполнения ремонта стяжек;

последовательность частичной и полной замены рулонного покрытия, металлической кровли, мелкоштучных и листовых элементов кровельного покрытия, ремонта мастичного покрытия;

ремонта окрашенных металлических поверхностей;

способы выполнения заплат из тканевых материалов;

последовательность замены элементов системы водоотвода

 

 

МДК 04.01. Основные дефекты и

повреждения крыши и кровли

 

МДК 04.02. Ремонтные работы

ОК 1-7

ПК 4.1-4.6

ПМ.05

Осуществление сопутствующих видов деятельности при устройстве и ремонте кровельного покрытия

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

выполнения простых плотничных работ;

выполнения простых слесарных работ;

выполнения стропальных работ;

уметь:

подготавливать, размечать, обрабатывать резанием древесину и древесные материалы;

соединять и закреплять деревянные заготовки;

устанавливать составные балки и фермы;

устраивать обрешетку и контробрешетку;

выполнять защиту деревянных конструкций антисептическими и огнезащитными составами;

контролировать качество выполнения плотничных работ;

править, размечать и раскраивать, резать, рубить, опиливать, сверлить, зенковать, гнуть металлические листы и заготовки;

нарезать резьбу;

выполнять фальцевые соединения, закатку проволоки и выкатку валиков жесткости;

окантовывать, закручивать жестяные заготовки;

выполнять холодную клепку и пайку;

изготавливать простые слесарные и жестяные изделия;

контролировать качество выполнения слесарных работ;

организовывать место погрузки-разгрузки;

подавать знаковую и голосовую сигнализацию;

зацеплять грузы инвентарными стропами;

наблюдать за грузом при подъеме, спуске;

принимать и укладывать грузы;

контролировать качество стропальных работ;

знать:

виды пиломатериалов;

породы, пороки и свойства древесины, область применения;

типы и виды крепежных и вспомогательных материалов, применяемых в плотничных работах;

способы разметки, пиления, долбления, сверления древесины;

способы соединения и закрепления досок, деревянных заготовок и элементов конструкций;

способы установки балок, ферм, полуферм;

устройство обрешетки и контробрешетки;

выявление и устранение дефектов при выполнении плотничных работ;

листовые и штучные металлические материалы: виды, технические свойства, область применения;

технологию холодной клепки и пайки;

процессы слесарной обработки металлов;

особенности работы с жестью и тонким металлическим листом;

выявление и устранение дефектов при выполнении слесарных работ;

схемы строповки и обвязки грузов;

способы приема и подачи груза на высоте, на транспортные средства и с транспортных средств;

знаковую и голосовую сигнализации;

контроль проведения стропальных работ

 

 

МДК 05.01. Технология и организация плотничных работ

 

МДК 05.02. Технология и организация слесарных работ

 

МДК 05.03. Технология и организация стропальных работ

ОК 1-7

ПК 5.1-5.3

ФК.00

Физическая культура

уметь:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

знать:

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

основы здорового образа жизни

80

40

 

ОК 2

ОК 3

ОК 6

ОК 7

 

Вариативная часть учебных циклов ППКТС

(определяется образовательной организацией)

216

144

 

 

 

Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС

1080

720

 

 

УП.00

Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

19 нед./39 нед.

684/1404

 

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 5.3

ПП.00

Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

ПА.00

Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

1 нед./2 нед.

 

 

 

ГИА.00

Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/ на базе основного общего образования

1 нед./2 нед.

 

 

 

Информация об изменениях:

Приказом Минобрнауки России от 9 апреля 2015 г. N 390 таблица 3 изложена в новой редакции

См. текст таблицы в предыдущей редакции

Таблица 3

 

Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43/65 недель, в том числе:

 

Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"

20 нед.

Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

19 нед./39 нед.

Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

1 нед./2 нед.

Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

1 нед./2 нед.

Каникулы

2 нед.

Итого

43 нед./65 нед.

 

VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

 

Информация об изменениях:

Приказом Минобрнауки России от 9 апреля 2015 г. N 390 в пункт 7.1 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно пункту 3.2 ФГОС СПО), с учетом соответствующей примерной ППКРС.

Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемым квалификациям, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ППКРС образовательная организация:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;

обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;

обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с *(3).

7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.

7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.

7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.

7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.

Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:

 

теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю)

57 нед.

промежуточная аттестация

3 нед.

каникулы

22 нед.

 

7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.

7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы*(4).

7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

7.13. Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.

Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

7.15. Прием на обучение по ППКРС за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(3). Финансирование реализации ППКРС должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.

7.16. Образовательная организация, реализующая ППКРС, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

 

Перечень
кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений

 

Кабинеты:

технологии и организации устройства кровли;

технологии и организации строительного производства;

строительного черчения;

безопасности жизнедеятельности и охраны труда.

 

Лаборатории:

информационных технологий.

 

Мастерские:

учебная мастерская по устройству кровли;

участок для выполнения плотничных работ;

участок для выполнения слесарных и жестяных работ.

 

Спортивный комплекс:

спортивный зал;

открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.

 

Залы:

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

актовый зал.

 

Реализация ППКРС должна обеспечивать:

выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.

Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

7.17. Реализация ППКРС осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.

Реализация ППКРС образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППКРС образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.

 

VIII. Требования к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

 

8.1. Оценка качества освоения ППКРС должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППКРС (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.

Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.

Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.

8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

8.5. К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план по ППКРС, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования*(5).

8.6. Государственная итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС СПО.

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.

8.7. Обучающиеся по ППКРС, не имеющие среднего общего образования, в соответствии с частью 6 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(3) вправе бесплатно пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования. При успешном прохождении указанной государственной итоговой аттестации аккредитованной образовательной организацией обучающимся выдается аттестат о среднем общем образовании.

 

_____________________________

*(1) Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

*(2) В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

*(3) Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.

*(4) Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616; 2013, N 27, ст. 3477).

*(5) Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).