Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 13 августа 2013 г. N 13-72/пз-н "Об утверждении требований по организаций внутреннего контроля клиринговой организации, а также к документу, устанавливающему порядок осуществления внутреннего контроля клиринговой организации" (не применяется)

Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 13 августа 2013 г. N 13-72/пз-н
"Об утверждении требований по организаций внутреннего контроля клиринговой организации, а также к документу, устанавливающему порядок осуществления внутреннего контроля клиринговой организации"

ГАРАНТ:

Согласно Указу Президента РФ от 25 июля 2013 г. N 645 Федеральная служба по финансовым рынкам упразднена с 1 сентября 2013 г. с передачей полномочий Банку России. До вступления в силу нормативных актов Банка России, принятие которых отнесено к компетенции Банка России, применяются нормативные правовые акты Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти РФ

В соответствии со статьей 10, пунктами 1, 2 и 11 части 1 статьи 25 Федерального закона от 07.02.2011 N 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 904; N 48, ст. 6728; N 49, ст. 7040, 7061; 2012, N 53, ст. 7607), а также Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 N 717 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 36, ст. 5148; 2012, N 20, ст. 2562; 2013, N 20, ст. 2488), приказываю:

Утвердить по согласованию с Банком России прилагаемые Требования по организации внутреннего контроля клиринговой организации, а также к документу, устанавливающему порядок осуществления внутреннего контроля клиринговой организации.

 

Руководитель

Д.В. Панкин

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 августа 2013 г.

Регистрационный N 29802

 

Приложение

 

Требования
по организации внутреннего контроля клиринговой организации, а также к документу, устанавливающему порядок осуществления внутреннего контроля клиринговой организации
(утв. приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 13 августа 2013 г. N 13-72/пз-н)

 

I. Общие положения

 

1.1. Настоящие Требования по организации внутреннего контроля клиринговой организации, а также к документу, устанавливающему порядок осуществления внутреннего контроля клиринговой организации (далее - Требования) устанавливают:

1) требования по организации внутреннего контроля клиринговой организации;

2) требования к документу, устанавливающему порядок осуществления внутреннего контроля клиринговой организации (далее - Правила внутреннего контроля).

1.2. Клиринговая организация при осуществлении внутреннего контроля руководствуется законодательством Российской Федерации о клиринговой деятельности и настоящими Требованиями.

Клиринговая организация, являющаяся кредитной организацией, при осуществлении внутреннего контроля руководствуется законодательством Российской Федерации о клиринговой деятельности, настоящими Требованиями и нормативными актами Банка России об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах*.

1.3. Клиринговая организация обязана на постоянной основе обеспечивать осуществление внутреннего контроля за соответствием деятельности клиринговой организации требованиям Федерального закона "О клиринге и клиринговой деятельности" (далее - Закон о клиринге) и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков и нормативных актов Банка России (в случае, если клиринговая организация является кредитной организацией), уставу и внутренним документам клиринговой организации, а также создать условия для беспрепятственного и эффективного осуществления контролером (службой внутреннего контроля) своих функций.

При этом такой контроль должен осуществляться независимо и беспристрастно, исходя из масштабов и характера деятельности клиринговой организации.

1.4. В клиринговой организации должен быть назначен контролер или сформировано отдельное структурное подразделение (служба внутреннего контроля), ответственные за осуществление внутреннего контроля клиринговой организации.

1.5. Клиринговая организация назначает контролера (руководителя службы внутреннего контроля) при условии, что для указанных лиц клиринговая организация является основным местом работы.

1.6. Для обеспечения независимости контролера (службы внутреннего контроля) назначение на должность (освобождение от должности) контролера (руководителя службы внутреннего контроля) осуществляется решением совета директоров (наблюдательного совета) клиринговой организации. Контролер (руководитель службы внутреннего контроля) подотчетен совету директоров (наблюдательному совету) клиринговой организации.

Клиринговая организация обеспечивает решение поставленных перед контролером (службой внутреннего контроля) задач без вмешательства со стороны органов управления, подразделений и работников клиринговой организации, не являющихся контролером (работниками службы внутреннего контроля).

1.7. Контролер (служба внутреннего контроля) не могут осуществлять функции, которые не связаны с осуществлением внутреннего контроля в клиринговой организации, за исключением случаев, установленных настоящими Требованиями, и при исполнении своих обязанностей не должны зависеть от других должностных лиц и структурных подразделений клиринговой организации.

В случае если клиринговая организация является кредитной организацией, контролер (служба внутреннего контроля), наряду с осуществлением внутреннего контроля в соответствии с требованиями Закона о клиринге и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков и нормативных актов Банка России, уставом и внутренними документами клиринговой организации вправе также осуществлять деятельность ответственного сотрудника (службы внутреннего контроля) кредитной организации в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами Банка России.

1.8. На контролера (службу внутреннего контроля) не могут быть возложены обязанности, исполнение которых может привести к возникновению конфликта интересов.

1.9. Контролер (руководитель службы внутреннего контроля), его заместители, а также сотрудники указанной службы, ранее занимавшие должности в других структурных подразделениях клиринговой организации, не должны участвовать в осуществлении внутреннего контроля за деятельностью таких структурных подразделений, если осуществление указанного контроля может привести к конфликту интересов.

1.10. Контролер (руководитель службы внутреннего контроля), его заместители, а также сотрудники указанной службы должны обладать знаниями, необходимыми для осуществления внутреннего контроля в соответствии с настоящими Требованиями.

1.11. Контролер (работники службы внутреннего контроля) вправе требовать у работников и должностных лиц клиринговой организации предоставления информации (документов), в том числе письменных объяснений, по вопросам, возникающим в ходе выполнения им своих обязанностей.

1.12. Контролер (служба внутреннего контроля) клиринговой организации обязан не реже одного раза в 6 месяцев осуществлять проверку соответствия деятельности клиринговой организации требованиям Закона о клиринге и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков и нормативных актов Банка России (в случае, если клиринговая организация является кредитной организацией), а также уставу и внутренним документам клиринговой организации, включая проверку деятельности должностного лица (структурного подразделения), ответственного за управление рисками.

Отчет о результатах такой проверки, а также иных проверок, осуществляемых контролером (службой внутреннего контроля), предоставляется совету директоров (наблюдательному совету) клиринговой организации не позднее 10 (десяти) дней с даты окончания соответствующей проверки.

1.13. Контролер (руководитель службы внутреннего контроля) осуществляет контроль за исполнением рекомендаций по результатам проводимых им проверок.

1.14. План проведения проверок контролером (службой внутреннего контроля) утверждается советом директоров (наблюдательным советом) клиринговой организации на очередной календарный год по предложению контролера (руководителя службы внутреннего контроля).

II. Требования по организации внутреннего контроля клиринговой организации

 

2.1. Система внутреннего контроля клиринговой организации должна включать следующие направления:

2.1.1. Контроль за управлением информационными потоками (получением и передачей информации) и обеспечением информационной безопасности. Во внутренних документах клиринговой организации должен быть определен порядок контроля за управлением информационными потоками (получением и передачей информации) и обеспечением информационной безопасности. Клиринговая организация устанавливает правила управления информационной деятельностью, включая порядок защиты от несанкционированного доступа и распространения конфиденциальной информации, а также от использования конфиденциальной информации в личных целях.

2.1.2. Наблюдение за функционированием системы внутреннего контроля в целях оценки степени ее соответствия задачам деятельности клиринговой организации, выявления недостатков, разработки предложений и осуществления контроля за реализацией решений по совершенствованию системы внутреннего контроля клиринговой организации (далее - мониторинг системы внутреннего контроля).

2.1.3. Контроль за функционированием системы управления рисками. Во внутренних документах клиринговой организации должны быть определены требования к порядку оценки рисков, включая выявление и анализ внутренних и внешних факторов, оказывающих воздействие на деятельность клиринговой организации, порядку информирования руководителя клиринговой организации о факторах, влияющих на повышение рисков.

2.2. Мониторинг системы внутреннего контроля осуществляется на постоянной основе. Во внутренних документах клиринговой организации должен быть определен порядок осуществления мониторинга системы внутреннего контроля (методики, правила, периодичность, порядок рассмотрения результатов мониторинга и т.д.). Клиринговая организация принимает необходимые меры по совершенствованию внутреннего контроля для обеспечения его эффективного функционирования, в том числе с учетом меняющихся внутренних и внешних факторов, оказывающих воздействие на деятельность клиринговой организации.

При этом такой контроль должен осуществляться независимо и беспристрастно исходя из масштабов и характера деятельности клиринговой организации.

2.3. Контролер (служба внутреннего контроля) осуществляет следующие функции:

2.3.1. Проверка и оценка эффективности системы внутреннего контроля.

2.3.2. Проверка достоверности, полноты, объективности и своевременности представления отчетности и иных сведений в соответствии с нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков.

2.3.3. Проверка применяемых способов (методов) обеспечения сохранности имущества клиринговой организации, а также оценка их эффективности.

2.3.4. Оценка экономической целесообразности и эффективности совершаемых клиринговой организацией операций, а также их правовая оценка.

2.3.5. Проверка соответствия внутренних документов клиринговой организации нормативным правовым актам, стандартам саморегулируемых организаций (для профессиональных участников рынка ценных бумаг).

2.3.6. Проверка процессов и процедур внутреннего контроля.

2.3.7. Проверка систем, созданных в целях соблюдения правовых требований, профессиональных кодексов поведения.

2.3.8. Другие вопросы, предусмотренные внутренними документами клиринговой организации.

III. Требования к Правилам внутреннего контроля клиринговой организации

 

3.1. Правила внутреннего контроля клиринговой организации устанавливают порядок осуществления внутреннего контроля клиринговой организацией, регламентируют деятельность контролера (службы внутреннего контроля) клиринговой организации, и подлежат регистрации в соответствии с Законом о клиринге.

3.2. Правила внутреннего контроля клиринговой организации должны содержать:

1) цели, сферу деятельности и функции контролера (службы внутреннего контроля);

2) задачи, принципы (стандарты) и методы деятельности контролера (службы внутреннего контроля);

3) порядок контроля со стороны органов управления за организацией и функционированием внутреннего контроля в клиринговой организации, а также круг вопросов, относящихся к их компетенции;

4) права и обязанности контролера (службы внутреннего контроля) клиринговой организации, в том числе:

право контролера (руководителя службы внутреннего контроля) по своей инициативе выносить на рассмотрение совета директоров (наблюдательного совета) вопросы, связанные с осуществлением внутреннего контроля;

право контролера (руководителя службы внутреннего контроля) запрашивать у работников и членов органов управления клиринговой организации информацию (документы), необходимые для осуществления внутреннего контроля;

обязанность контролера (руководителя службы внутреннего контроля) информировать органы управления клиринговой организации обо всех случаях, которые препятствуют осуществлению службой внутреннего контроля своих функций;

обязанность контролера (руководителя службы внутреннего контроля) информировать о результатах проводимых им проверок совет директоров (наблюдательный совет), единоличный и коллегиальный исполнительный орган и руководителя структурного подразделения клиринговой организации, в котором проводилась проверка;

5) меры, предпринимаемые клиринговой организацией для обеспечения независимости контролера (службы внутреннего контроля);

6) меры, предпринимаемые клиринговой организацией для обеспечения конфиденциальности информации, полученной контролером (службой внутреннего контроля) при осуществлении внутреннего контроля, в том числе конфиденциальности данных, содержащихся в отчетах по результатам проверок;

7) требования, предъявляемые к содержанию отчетов по результатам проводимых контролером (службой внутреннего контроля) проверок;

8) порядок участия контролера (службы внутреннего контроля) в разработке внутренних документов клиринговой организации;

9) ответственность контролера (руководителя службы внутреннего контроля) за нарушение требований к осуществлению внутреннего контроля, установленных Законом о клиринге.

 

_____________________________

* Положение Банка России от 16.12.2003 N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах", зарегистрированное Минюстом России 27.01.2004, регистрационный N 5489 (Вестник Банка России от 04.02.2004 N 7) (с изменениями, внесенными Указанием Банка России от 30.11.2004 N 1521-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 16.12.2003 N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах", зарегистрированным в Минюсте России 22.12.2004, регистрационный N 6222 ("Вестник Банка России" от 31.12.2004 N 74), и Указанием Банка России от 05.03.2009 N 2194-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 16.12.2003 N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах", зарегистрированным в Минюсте России 20.03.2009, регистрационный N 13547) ("Вестник Банка России" от 01.04.2009 N 21).

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Клиринговая организация обязана постоянно обеспечивать внутренний контроль за соответствием своей деятельности установленным требованиям.

Для этого в организации должен быть назначен контролер или сформировано отдельное структурное подразделение (служба внутреннего контроля).

Контролер (руководитель службы) назначается на должность решением совета директоров (наблюдательного совета) клиринговой организации.

Контролер (служба) не может исполнять функции, которые не связаны с внутренним контролем. Он не должен зависеть от других должностных лиц и структурных подразделений клиринговой организации.

Контролер (работники службы) вправе требовать у сотрудников и должностных лиц клиринговой организации предоставления информации (документов), в т. ч. письменных объяснений, по вопросам, возникающим в ходе выполнения им своих обязанностей.

Соответствие деятельности клиринговой организации предъявляемым требованиям проверяется не реже 1 раза в 6 месяцев.

Отчет о результатах проверок, проводимых контролером (службой), предоставляется совету директоров (наблюдательному совету) клиринговой организации.

План проверок утверждается советом директоров (наблюдательным советом) на очередной календарный год по предложению контролера (руководителя службы).


Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 13 августа 2013 г. N 13-72/пз-н "Об утверждении требований по организаций внутреннего контроля клиринговой организации, а также к документу, устанавливающему порядок осуществления внутреннего контроля клиринговой организации"


Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 августа 2013 г.

Регистрационный N 29802


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования


Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 14 октября 2013 г. N 41


Согласно Указанию Банка России от 15 марта 2018 г. N 4739-У настоящий документ не применяется с 1 сентября 2018 г.