Письмо Федеральной налоговой службы от 7 августа 2013 г. N СА-4-9/14460 "Рекомендации о порядке организации работы налоговых органов" (с изменениями и дополнениями)

Письмо Федеральной налоговой службы от 7 августа 2013 г. N СА-4-9/14460
"Рекомендации о порядке организации работы налоговых органов"

С изменениями и дополнениями от:

8 июня 2015 г.

 

Федеральная налоговая служба направляет для использования в работе территориальных налоговых органов настоящие рекомендации, подготовленные в целях обеспечения единообразия порядка организации работы налоговых органов при рассмотрении письменных возражений (пояснений, ходатайств) по актам налогового контроля, и при рассмотрении жалоб на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц налогового органа.

 

Общие положения

 

Настоящие рекомендации определяют сроки и последовательность действий ФНС России и ее территориальных органов при рассмотрении письменных возражений (пояснений, ходатайств) по актам, составленным при производстве по делам о налоговом правонарушении, и по рассмотрению жалоб, поданных налогоплательщиками, налоговыми агентами и иными лицами (далее - лица) в вышестоящий налоговый орган на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц налогового органа (далее - рекомендации).

Действие настоящих рекомендаций не распространяется на жалобы, поданные в порядке Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

 

 

 

Рассмотрение жалоб (апелляционных жалоб) на акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц налоговых органов Российской Федерации

 

14. При получении жалобы (апелляционной жалобы) заявителя налоговый орган в течение 3 рабочих дней устанавливает подлежит ли рассмотрению налоговыми органами поступившая жалоба (апелляционная жалоба).

Если поступившая жалоба (апелляционная жалоба) подлежит рассмотрению иным государственным органом или органом местного самоуправления, налоговый орган не позднее 3 рабочих дней со дня поступления жалобы направляет ее с сопроводительным письмом в соответствующий орган и информирует лицо, подавшее жалобу, об органе, в который перенаправлена жалоба на рассмотрение с указанием причин перенаправления.

15. Нижестоящий налоговый орган в течение 3 рабочих дней со дня поступления жалобы (апелляционной жалобы) от заявителя устанавливает, имеются ли обстоятельства в соответствии с пунктом 1 статьи 139.3 Кодекса для оставления жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения.

При установлении нижестоящим налоговым органом обстоятельств для оставления жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения, информация о наличии таких обстоятельств сообщается вышестоящему налоговому органу одновременно с направлением жалобы (апелляционной жалобы) в вышестоящий налоговый орган в срок, установленный Кодексом.

При отсутствии обстоятельств, указанных в предыдущем абзаце настоящих рекомендаций, жалоба (апелляционная жалоба) со всеми материалами подлежит направлению нижестоящим налоговым органом в вышестоящий налоговый орган в срок, установленный Кодексом.

Заключение нижестоящего налогового органа по жалобе (апелляционной жалобе), со всеми материалами, рекомендуется направлять в вышестоящий налоговый орган в течение 5 рабочих дней со дня получения жалобы (апелляционной жалобы) нижестоящим налоговым органом.

Заключение по жалобе, направляемое в вышестоящий налоговый орган должно содержать обоснованную позицию налогового органа по каждому доводу заявителя со ссылкой на имеющиеся у налогового органа документы, копии которых должны быть приложены к заключению. Заключение по жалобе должно быть подписано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

16. Перед началом рассмотрения поступившей жалобы (апелляционной жалобы) руководитель (заместитель руководителя) вышестоящего налогового органа, уполномоченный рассматривать жалобы, устанавливает имеются ли обстоятельства предусмотренные пунктом 1 статьи 139.3 Кодекса для оставления жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения.

При наличии обстоятельств для оставления жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения вышестоящий налоговый орган в сроки, установленные пунктом 2 статьей 139.3 Кодекса, принимает решение об оставлении жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения полностью или в части и сообщает лицу, подавшему жалобу о принятом решении.

Оставление жалобы без рассмотрения не препятствует повторному обращению лица с жалобой в сроки, установленные Кодексом для подачи соответствующей жалобы, за исключением случаев оставления жалобы без рассмотрения по основаниям, предусмотренным подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 139.3 Кодекса.

17. Решение налогового органа по жалобе (апелляционной жалобе) на решение налогового органа, вынесенное в порядке статьи 101 Кодекса, принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня ее получения тем органом, который уполномочен ее рассматривать.

Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов или при представлении лицом, подавшим жалобу (апелляционную жалобу), дополнительных документов, но не более чем на один месяц. Продление срока рассмотрения жалобы оформляется Решением вышестоящего налогового органа о продлении срока рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы).

18. Решение по иным жалобам принимается вышестоящим налоговым органом в течение 15 рабочих дней со дня ее получения тем налоговым органом, который уполномочен ее рассматривать.

Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на 15 рабочих дней. Продление срока рассмотрения жалобы оформляется Решением вышестоящего налогового органа о продлении срока рассмотрения жалобы.

19. Решение вышестоящего налогового органа о продлении срока рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение 3 рабочих дней со дня его принятия. Рекомендуемая форма Решения о продлении срока рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) приведена в приложении N 4 к настоящим рекомендациям.

В решении о продлении срока рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) должны быть указаны сведения: о налоговом органе, рассматривающем жалобу, о предмете обжалования, о причинах продления срока принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе).

20. Решение по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) оформляется в письменной форме.

Вводная часть решения должна содержать сведения о налоговом органе (должностном лице налогового органа), рассматривающим жалобу (апелляционную жалобу), и о предмете обжалования, в том числе реквизиты оспоренного ненормативного акта, действий или бездействия, которые обжалуются.

Описательная часть решения должна содержать краткое изложение заявленных требований, объяснений, заявлений и ходатайств заявителя.

Также должны быть указаны фактические и иные обстоятельства дела, установленные при рассмотрении жалобы, доказательства, на которых основаны выводы об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался налоговый орган (должностное лицо налогового органа) при принятии решения по жалобе.

Решение по жалобе (апелляционной жалобе) должно содержать обоснованную позицию налогового органа по каждому доводу заявителя.

В итоговой (резолютивной) части решения по жалобе указываются выводы налогового органа, рассмотревшего жалобу, из которых четко следует, что конкретно признано налоговым органом, рассматривающим жалобу, не соответствующим налоговому законодательству и в какой части жалоба удовлетворена, а в какой части в удовлетворении жалобы отказано.

При необходимости вышестоящий налоговый орган в решении поручает нижестоящему налоговому органу произвести перерасчет налоговых обязательств.

21. Решение по жалобе (апелляционной жалобе) составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр решения по жалобе (апелляционной жалобе) остается в деле налогового органа, вынесшего решение по жалобе (апелляционной жалобе), второй экземпляр решения направляется в адрес лица, подавшего жалобу, в течение 3 рабочих дней со дня его принятия. В нижестоящий налоговый орган акт ненормативного характера, действия (бездействие) должностных лиц которого обжаловалось, направляется электронная копия решения по жалобе (апелляционной жалобе).

По просьбе лица, изложенной в жалобе (апелляционной жалобе), электронный образ экземпляра решения по жалобе направляется по адресу электронной почты, указанному лицом. При этом экземпляр решения лица изготовленный в бумажном виде, оформляется в дело вышестоящего налогового органа.

 

Приложение: на 6 л. в 1 экз.

 

Действительный государственный
советник Российской Федерации 3 класса

С.А. Аракелов

 

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Территориальным налоговым органам даны рекомендации по рассмотрению письменных возражений (пояснений, ходатайств) по актам налогового контроля и жалоб на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц.

В частности, затронуты вопросы установления факта явки лица, в отношении которого составлен акт, на рассмотрение материалов налоговой проверки и принятия решения об отложении рассмотрения. Указано, что явившийся вправе давать устные пояснения и представлять документы, опровергающие выводы акта проверки, даже в том случае, когда он не представил письменных возражений.

В ходе рассмотрения может вестись аудиозапись (с согласия лица, в отношении которого составлен акт).

Даны пояснения по вопросу принятия решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля и ознакомления лица с их результатами.

Подробно описаны процедуры рассмотрения дел о налоговых правонарушениях и жалоб на ненормативные акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц (в том числе апелляционных).

Приведены рекомендуемые формы протоколов и решений. Даны разъяснения по их составлению.


Письмо Федеральной налоговой службы от 7 августа 2013 г. N СА-4-9/14460 "Рекомендации о порядке организации работы налоговых органов"


Текст письма опубликован в бухгалтерском приложении к газете "Экономика и жизнь" от 13 сентября 2013 г. N 36, в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 3-9 сентября 2013 г. N 32, от 10-16 сентября 2013 г. N 33, в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 24 сентября 2013 г. N 19, от 8 октября 2013 г. N 20


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Письмо Федеральной налоговой службы от 8 июня 2015 г. N СА-4-9/9932@

Изменения вступают в силу с 12 июня 2015 г.