Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 638 "Об утверждении методики определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки" (утратил силу)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 638
"Об утверждении методики определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки"

ГАРАНТ:

Приказом Минобрнауки России от 30 октября 2015 г. N 1272 настоящий приказ признан утратившим силу

Во исполнение пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 467 "О мерах по осуществлению перехода к нормативно-подушевому финансированию имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего профессионального образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2924) приказываю:

1. Утвердить прилагаемую методику определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки.

2. Положения методики применяются к правоотношениям, возникающим при составлении проекта федерального закона о федеральном бюджете, начиная с федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Повалко А.Б.


Министр

Д.В. Ливанов


Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 сентября 2013 г.

Регистрационный N 29967


Приложение


Методика
определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 638)

ГАРАНТ:

См. Методику определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования по специальностям (направлениям подготовки) и укрупненным группам специальностей (направлений подготовки), утвержденную приказом Минобрнауки России от 30 октября 2015 г. N 1272

См. Методику по поэтапному переходу от действующих соотношений численности преподавателей и студентов, установленных нормативными правовыми актами для отдельных образовательных организаций высшего образования, к соотношениям численности преподавателей и студентов образовательных организаций высшего образования, определенным по специальностям и направлениям подготовки, утвержденную распоряжением Минобрнауки России от 17 декабря 2014 г. N Р-225

I. Общие положения


1. Настоящая Методика устанавливает правила определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки (далее - нормативные затраты) и разработана с целью методического обеспечения перехода к нормативно-подушевому финансированию основных профессиональных образовательных программ высшего образования федеральными органами государственной власти (государственными органами), федеральными государственными учреждениями, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации функции и полномочия учредителей федеральных государственных автономных и бюджетных образовательных организаций высшего образования (далее соответственно - учредители, образовательные организации), в отношении контингента, принятого на обучение по итогам проведения Министерством образования и науки Российской Федерации конкурса на распределение контрольных цифр приема граждан по специальностям и направлениям подготовки для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (далее - конкурс), проводимого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2013 г. N 350 "Об утверждении Правил установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема граждан по профессиям, специальностям и направлениям подготовки для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 16, ст. 1977).

Положения настоящей Методики учитываются учредителями в разрабатываемом в соответствие с пунктом 10 Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 671, порядке определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования, оказываемых (выполняемых) государственными образовательными организациями в качестве основных видов деятельности*(1) (далее - государственные услуги):

реализация программ бакалавриата;

реализация программ специалитета;

реализация программ магистратуры;

реализация программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);

реализация программ ординатуры;

реализация программ интернатуры*(2);

реализация программ ассистентуры-стажировки*(3).

2. Для целей настоящей Методики используются следующие понятия:

стоимостные группы специальностей и направлений подготовки - группы, объединяющие специальности и направления подготовки, по которым устанавливаются равные минимальные итоговые значения нормативных затрат на оказание единицы государственной услуги по специальностям и направлениям подготовки по очной форме обучения (далее - базовые нормативные затраты);

составляющие нормативных затрат (базовых нормативных затрат) - направления расходов, входящие в состав нормативных затрат (базовых нормативных затрат) на оказание государственных услуг;

корректирующие коэффициенты - коэффициенты, применяемые к отдельным составляющим базовых нормативных затрат при определении нормативных затрат на оказание государственных услуг, отражающие особенности реализации образовательных программ по специальностям и направлениям подготовки и/или объективные характеристики групп образовательных организаций, которые оказывают влияние на величину составляющих нормативных затрат, а также отражающие корректировку затрат по формам обучения, формам реализации образовательных программ, по используемым образовательным технологиям;

базовый перечень объективных характеристик групп образовательных организаций, оказывающих влияние на величину составляющих базовых нормативных затрат (далее - базовый перечень), - перечень, закрепляющий основные объективные характеристики образовательных организаций, которые оказывают влияние на величину составляющих базовых нормативных затрат на оказание государственных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также приоритетами государственной политики в сфере высшего образования (приложение к настоящей Методике).

3. Одновременно с объявлением конкурса Министерством образования и науки Российской Федерации формируются с учетом специфики реализации образовательных программ, требований к условиям их реализации, закрепленных федеральными государственными образовательными стандартами, разработанными в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 "Об утверждении правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377), приоритетов государственной политики*(4), а также с учетом объема бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на указанные цели:

3.1. Перечень и состав стоимостных групп специальностей и направлений подготовки по государственным услугам по реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ бакалавриата, специалитета, магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) в отношении контингента, принимаемого на обучение на первый курс в соответствующем году, на весь период обучения;

3.2. Итоговые значения и величину составляющих базовых нормативных затрат по государственным услугам по стоимостным группам специальностей и направлений подготовки в отношении контингента, принимаемого на обучение на первый курс в соответствующем году, на весь период обучения;

3.3. Корректирующие коэффициенты, по формам обучения (очно-заочная, заочная), формам реализации образовательных программ (сетевая), по используемым образовательным технологиям (дистанционные образовательные технологии, электронное обучение) в отношении контингента, принимаемого на обучение на первый курс в соответствующем году, на весь период обучения;

4. Министерство образования и науки Российской Федерации рассматривает представленные учредителями ежегодно не позднее пятнадцати дней со дня официального опубликования федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период предложения о значениях следующих видов корректирующих коэффициентов, разработанных в отношении подведомственных образовательных организаций высшего образования с учетом объема бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на указанные цели:

4.1. Корректирующие коэффициенты, учитывающие специфику образовательных программ по отдельным специальностям и направлениям подготовки*(4), к составляющим базовых нормативных затрат на оказание государственных услуг, в отношении контингента, принимаемого на обучение на первый курс в очередном году, на весь период обучения;

4.2. Корректирующие коэффициенты, отражающие влияние объективных характеристик групп образовательных организаций на величину составляющих базовых нормативных затрат на очередной финансовый год;

4.3. Корректирующие коэффициенты по формам обучения (очно-заочная, заочная), формам реализации образовательных программ (сетевая), используемым технологиям обучения (дистанционные образовательные технологии, электронное обучение) в отношении контингента, принимаемого на обучение на первый курс в очередном году, на весь период обучения, не ниже соответствующих значений, сформированных Министерством образования и науки Российской Федерации.

5. Не позднее одного месяца со дня официального опубликования федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Министерством образования и науки Российской Федерации определяются перечень и единые значения корректирующих коэффициентов, указанных в пунктах 4.1 - 4.3, применяемых учредителями при определении нормативных затрат на очередной финансовый год.


II. Формирование базовых нормативных затрат на оказание государственных услуг по специальностям и направлениям подготовки


6. Базовые нормативные затраты на оказание государственной услуги по специальностям и направлениям подготовки включают в себя нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги, и нормативные затраты на общехозяйственные нужды.

7. В составе нормативных затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, учитываются следующие составляющие нормативных затрат:

7.1. Затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда профессорско-преподавательского состава*(5), включая страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации, а также на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

7.2. Затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания соответствующей государственной услуги.

7.3. Затраты на приобретение учебной литературы, периодических изданий, издательских и полиграфических услуг, электронных изданий, непосредственно связанных с оказанием соответствующей государственной услуги.

7.4. Затраты на приобретение транспортных услуг, в том числе расходы на проезд профессорско-преподавательского состава до места прохождения повышения квалификации и обратно, расходы на проезд до места прохождения практики и обратно для обучающихся, проходящих практику, и сопровождающих педагогических работников.

7.5. Затраты на организацию учебной и производственной практики, в том числе затраты на проживание и оплату суточных для обучающихся, проходящих практику, и сопровождающих преподавателей, за исключением затрат на приобретение транспортных услуг, указанных в пункте 7.4 настоящей Методики, с учетом затрат на проведение медицинского осмотра.

7.6. Затраты на повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, включая затраты на суточные и расходы на проживание профессорско-преподавательского состава на время повышения квалификации, за исключением затрат на приобретение транспортных услуг, указанных в пункте 7.4. настоящей Методики.

8. В составе нормативных затрат на общехозяйственные нужды учитываются следующие составляющие нормативных затрат:

8.1. Затраты на коммунальные услуги, в том числе затраты на холодное и горячее водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение, электроснабжение, газоснабжение и котельно-печное топливо, рассчитанные с учетом пункта 21 Методических рекомендаций по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 октября 2010 г. N 137н/527 (в государственной регистрации не нуждается, письмо Минюста России от 11 марта 2011 г. N 01/13655-ДК).

8.2. Затраты на содержание объектов недвижимого и особо ценного движимого имущества*(6), эксплуатируемого в процессе оказания государственной услуги, закрепленного за образовательной организацией учредителем или приобретенных образовательной организаций за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, в том числе затраты на проведение текущего ремонта и мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований, противопожарной безопасности, охранной сигнализации.

8.3. Затраты на приобретение услуг связи, в том числе затраты на местную, междугороднюю и международную телефонную связь, интернет.

8.4. Затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников образовательной организации, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги (административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного персонала и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции), включая страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации, а также на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

8.5. Затраты на организацию культурно-массовой, физкультурной, спортивной и оздоровительной работы со студентами.

8.6. Затраты на приобретение основных средств стоимостью до трех тысяч рублей включительно за единицу.

9. Базовые нормативные затраты определяются по стоимостным группам специальностей и направлений подготовки.

10. Стоимостные группы специальностей и направлений подготовки формируются в том числе на основе следующих параметров:

использование лабораторного оборудования и степень его сложности;

соотношение численности преподавателей и студентов очной формы обучения по специальностям и направлениям подготовки*(7);

приоритеты государственной политики в сфере высшего образования, установленные актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации*(8).

11. Перечень стоимостных групп специальностей и направлений подготовки формируется в соответствии с определенными согласно пункту 10 настоящей Методики параметрами, на основании требований федеральных государственных образовательных стандартов, с учетом экспертных оценок и приоритетов государственной политики в сфере высшего образования на текущий момент времени.

12. Для стоимостной группы специальностей и направлений подготовки, предусматривающей минимальный размер базовых нормативных затрат в составе перечня сформированных стоимостных групп специальностей и направлений подготовки, значения составляющих базовых нормативных затрат рассчитываются на основании требований федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных нормативов, санитарных норм и правил. При их отсутствии значения составляющих базовых нормативных затрат рассчитываются экспертным методом, с учетом объема средств федерального бюджета, предусмотренного на указанные цели сводной бюджетной росписью федерального бюджета и бюджетной росписью главных распорядителей средств федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период.

13. Базовые нормативные затраты в отношении стоимостных групп специальностей и направлений подготовки, за исключением стоимостной группы специальностей и направлений подготовки, указанной в пункте 12 настоящей Методики, определяются путем увеличения отдельных составляющих базовых нормативных затрат в зависимости от параметров формирования стоимостной группы специальностей и направлений подготовки.


III. Определение нормативных затрат на оказание государственных услуг по специальностям и направлениям подготовки


14. Нормативные затраты на оказание единицы i-той государственной услуги в очередном финансовом году в отношении контингента, принятого на обучение в q-том году по z-той специальности или направлению подготовки s-той стоимостной группы по y-той форме обучения , определяются по формуле:


, где:


- объем затрат по j-той составляющей нормативных затрат на оказание i-той государственной услуги в очередном финансовом году по z-той специальности или направлению подготовки s-той стоимостной группы по y-той форме обучения в отношении контингента, принятого на обучение в q-том году.


15. Нормативные затраты на оказание i-той государственной услуги, рассчитанные на очередной финансовый год в отношении контингента, принятого на обучение на первый курс в q-том году по z-той специальности или направлению подготовки s-той стоимостной группы по y-той форме обучения , включают в себя составляющие нормативных затрат, указанные в пункте 8 настоящей Методики.

16. Объем затрат j-той составляющей нормативных затрат в образовательной организации на оказание единицы i-той государственной услуги в очередном финансовом году по z-той специальности или направлению подготовки s-той стоимостной группы по y-той форме обучения в отношении контингента, принятого на обучение на первый курс в q-том году, (), определяется по формуле:


, где


- размер j-той составляющей базовых нормативных затрат на оказание i-той государственной услуги для специальностей и направлений подготовки s-той стоимостной группы, установленных в отношении контингента, принятого на обучение на первый курс в q-том году;

- корректирующий коэффициент для j-той составляющей базовых нормативных затрат для i-той государственной услуги по z-той специальности или направлению подготовки, установленный в отношении контингента, принятого на обучение на первый курс в q-том году;

- произведение корректирующих коэффициентов для j-той составляющей базовых нормативных затрат по l объективным характеристикам групп образовательных организаций, установленных на очередной финансовый год;

- корректирующий коэффициент для j-той составляющей базовых нормативных затрат, отражающий корректировку затрат для у-той формы обучения, установленный в отношении контингента, принятого на обучение на первый курс в q-том году;

- произведение корректирующих коэффициентов для j-той составляющей базовых нормативных затрат по h характеристикам образовательной программы, включая формы реализации образовательных программ, используемые технологии обучения*(9), установленных в отношении контингента, принятого на обучение на первый курс в q-том году;

- коэффициент, отражающий индексацию j-той составляющей базовых нормативных затрат в очередном финансовом году по сравнению с q-тым годом, в соответствии с законодательством Российской Федерации, с учетом коэффициентов индексации, используемых Министерством финансов Российской Федерации при составлении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период.

ГАРАНТ:

См. Корректирующие коэффициенты к составляющим нормативных затрат по формам обучения на 2014 г. для учреждений, подведомственных Минобрнауки России, утвержденные Минобрнауки России 31 декабря 2013 г. N АП-152/04вн

______________________________

*(1) Объем финансового обеспечения выполнения государственного задания, определяемый на основе нормативных затрат, не может превышать объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели сводной бюджетной росписью федерального бюджета и бюджетной росписью главных распорядителей средств федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период.

*(2) В соответствии с частью 4 статьи 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036).

*(3) Подпункт "б" пункта 2 части 3 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

*(4) В том числе с учетом требований абзаца девятого подпункта "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2336).

*(5) Для филиалов федеральных государственных образовательных организаций высшего образования затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда профессорско-преподавательского состава рассчитываются с учетом их фактического местонахождения и требований абзаца шестого подпункта "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2334).

*(6) С учетом натуральных нормативов (при наличии).

*(7) С учетом требований, закрепленных распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. N 2620-р.

*(8) С учетом перечня направлений подготовки (специальностей) в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, специальностей научных работников, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 г. N 1944-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 46, ст. 6584).

*(9) Применяются при указании соответствующих характеристик образовательных программ в государственном задании.


Приложение
к Методике определения нормативных затрат
на оказание государственных услуг по реализации
имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ высшего образования
по специальностям и направлениям подготовки,
утвержденной приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации
от 2 августа 2013 г. N 638


Базовый перечень
объективных характеристик групп образовательных организаций, оказывающих влияние на величину составляющих базовых нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки


1. Географическое положение образовательной организации, в том числе с учетом положений абзаца шестого подпункта "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2334).

2. Право образовательной организации самостоятельно устанавливать образовательные стандарты реализации профессиональных образовательных программ высшего образования.

3. Индивидуально установленные для образовательных организаций соотношения численности преподавателей и студентов очной формы обучения.

4. Статус особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации.

5. Специализация образовательной организации по реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования в отношении студентов с ограниченными возможностями здоровья.


Указом Президента РФ о мерах по реализации госполитики в области образования и науки предусмотрен переход к нормативно-подушевому финансированию программ высшего образования.

Для обеспечения такого перехода разработана методика определения нормативных затрат на оказание госуслуг по реализации имеющих госаккредитацию программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки.

Определено, какие затраты являются базовыми. Это, в частности, расходы на оплату труда профессорско-преподавательского состава, на приобретение материальных запасов, учебных и периодических изданий, на транспортные услуги, на организацию учебной и производственной практики. Учитываются общехозяйственные нужды.

Приведены необходимые формулы расчета.

Определен перечень объективных характеристик групп образовательных организаций, влияющих на величину составляющих базовых нормативных затрат.

Положения методики применяются к правоотношениям, возникающим при составлении проекта федерального бюджета начиная с 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг.


Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 638 "Об утверждении методики определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки"


Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 сентября 2013 г.

Регистрационный N 29967


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования


Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 9 октября 2013 г. N 226


Приказом Минобрнауки России от 30 октября 2015 г. N 1272 настоящий приказ признан утратившим силу



Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.