Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 22 октября 2013 г. N 03-03-06/1/44091
Вопрос: Организация реализует товар покупателям с доставкой этого товара по указанному покупателями адресу. Согласно учетной политике при оформлении отгрузки нами применяются товарная накладная по унифицированной форме ТОРГ-12, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132, транспортная накладная, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. N 272, счет-фактура. В виду отдаленности места нахождения многих покупателей часто невозможно получить от них наш экземпляр товарной накладной с подписью в строке "Груз получил грузополучатель" и печатью. В этих случаях вместо подписанной покупателем товарной накладной документом, подтверждающим приемку товара, для нас является только возвращенный перевозчиком экземпляр транспортной накладной с подписью в ней уполномоченного лица покупателя и приложенным оригиналом доверенности на это уполномоченное лицо.
С 01.01.2013 согласно ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) организации используют самостоятельно утвержденные формы первичных документов, которые должны содержать обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
Имеются ли у нас как у продавца налоговые риски, имеем ли мы право списать на расходы себестоимость отгруженной продукции, товара при подтверждении их получения представителем покупателя в виде его подписи, проставленной только в транспортной накладной с приложением доверенности?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о документальном подтверждении расходов для целей налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее.
На основании статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно статье 313 Кодекса налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Кодексом.
В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), вступившим в силу 1 января 2013 г., каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Законом N 402-ФЗ установлен перечень обязательных реквизитов первичного учетного документа.
Следовательно, подтверждением данных налогового учета являются, в том числе первичные учетные документы, соответствующие требованиям статьи 9 Закона N 402-ФЗ.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Комова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.