Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 21 октября 2013 г. N 03-08-13/43933
В связи с письмом по вопросу налогообложения налогом на прибыль организаций доходов участника российского общества с ограниченной ответственностью - резидента Республики Беларусь сообщаем следующее.
Согласно нормам статьи 26 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) участник общества вправе выйти из общества путем отчуждения доли обществу независимо от согласия других его участников или общества, если это предусмотрено уставом общества. В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Закона N 14-ФЗ в течение одного года со дня перехода доли или части доли в уставном капитале общества к обществу они должны быть по решению общего собрания участников общества распределены между всеми участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества или предложены для приобретения всем либо некоторым участникам общества и (или), если это не запрещено уставом общества, третьим лицам.
Как следует из письма участниками российской организации являлись компания - резидент Республики Беларусь и два физических лица. В результате выхода последних российская организация произвела им выплату действительной стоимости принадлежавших им долей.
В соответствии нормами статьи 24 Закона N 14-ФЗ российская организация распределила указанные доли в пользу единственного оставшегося участника - резидента Республики Беларусь.
Согласно нормам пункта 2 статьи 248 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).
В связи с этим вышеуказанное распределение долей вышедших участников российской организации в пользу единственного оставшегося участника - резидента Республики Беларусь можно рассматривать как безвозмездное получение имущественного права.
В соответствии с положениями Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество налогообложение дохода, полученного белорусским резидентом - участником российской организации в размере стоимости распределённой доли вышедших участников, должно осуществляться в рамках статьи 18 "Другие доходы".
Таким образом, с учетом норм статьи 18 вышеуказанного Соглашения и статьи 309 Кодекса рассматриваемый доход подлежит налогообложению в Российской Федерации.
Согласно статье 24 Кодекса обязанность правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджетную систему Российской Федерации соответствующие налоги возлагается на налогового агента.
В свою очередь, налоговые агенты не вправе за счет собственных средств уплачивать суммы налога с доходов иностранной организации от источников в Российской Федерации вместо налогоплательщика, что нашло отражение в практике Высшего арбитражного суда Российской Федерации, в частности в Постановлении Президиума ВАС РФ от 20.09.2011 N 5317/11.
С учетом вышеизложенного, поскольку в рассматриваемом случае выплаты денежных средств иностранной организации не происходит, считаем возможным исполнение российской организацией обязанности налогового агента посредством удержания налога из других источников в случае их выплаты иностранной организации.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.