Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 октября 2013 г. N 5-КГ13-77 Суд отменил ранее принятые судебные акты по иску о взыскании компенсации морального вреда, поскольку суды нижестоящих инстанций уклонились как от применения положений международного акта к настоящему спору, так и от должного установления фактических обстоятельств, входящих в предмет доказывания

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Родители того, кто был незаконно осужден, а затем оправдан (вышестоящим судом), обратились в суд.

Они потребовали взыскать сумму в счет компенсации морального вреда, причиненного им.

Суды двух инстанций сочли требование необоснованным.

При этом суды исходили из того, что родители не доказали факт незаконности действий, которые привели к нарушению прав именно самих истцов.

СК по гражданским делам ВС РФ не согласилась с такими выводами и пояснила следующее.

Исходя из ранее сформулированных разъяснений, закон может прямо не указывать на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям.

Однако это не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.

Семейная жизнь в понимании Конвенции о защите прав человека охватывает существование семейных связей как между супругами, так и между родителями и детьми, в т. ч. совершеннолетними, между другими родственниками.

Понятие "семейная жизнь" не относится исключительно к основанным на браке отношениям и может включать другие семейные связи, в т. ч. между родителями и совершеннолетними детьми.

Законодатель, закрепив в ГК РФ общий принцип компенсации морального вреда, не установил ограничений в отношении оснований для нее.

В данном случае истцы указывали на то, что они поддерживали близкие семейные отношения со своим сыном. Он оказывал им матпомощь. В результате его незаконного осуждения они как пожилые родители были лишены возможности общаться со своим ребенком, получать от него содержание и заботу.

Кроме того, истцы ссылались на то, что им были причинены самостоятельные нравственные и физические переживания. Незаконное осуждение умалило их честь и достоинство как родителей человека, незаконно обвинявшегося в совершении преступления и содержавшегося под стражей.

Нижестоящие суды должны были оценить данные доводы. Нужно было выяснить обстоятельства, касающиеся наличия семейных отношений между истцами и их сыном, а также установить, было или нет нарушено право на уважение их семейной и частной жизни.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 октября 2013 г. N 5-КГ13-77


Текст определения официально опубликован не был