Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 28 октября 2013 г. N 03-05-06-04/45552 Об уточнении категории и типа транспортного средства в целях исчисления транспортного налога

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 28 октября 2013 г. N 03-05-06-04/45552

 

Вопрос: Имею в собственности автомобиль и планирую поставить его на учет. Каким образом должен начисляться транспортный налог (по какой ставке) на данный автомобиль, учитывая, что в ПТС стоит: Тип: Легковой, Категория: С, так как разрешенная максимальная масса данного автомобиля 3538 кг (более 3500 кг). Ранее мной был написан вопрос в ФНС, на что был получен ответ: "При начислении транспортного налога категория транспортных средств не учитывается, а учитывается только тип транспортного средства". Прошу дать развернутый комментарий по моей проблеме.

 

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу исчисления транспортного налога и сообщает следующее.

Согласно положениям статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом обложения транспортным налогом признаются в том числе автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 938) исполнение государственной функции по регистрации автомототранспортных средств осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - ГИБДД МВД России).

Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила), положениями которых установлено, что регистрация в органах ГИБДД МВД России транспортных средств. принадлежащих юридическим и физическим лицам, производится на основании паспортов транспортных средств (пункт 8 Правил).

Согласно положениям пункта 7 Правил, пункта 4 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001, конечным результатом исполнения государственной функции по регистрации транспортных средств является выдача на зарегистрированное транспортное средство свидетельства о его регистрации.

В свидетельстве о регистрации транспортного средства (Приложение N 3 к приказу МВД России от 24.11.2008 N 1001) отражаются данные в том числе о типе и категории транспортного средства.

В соответствии с пунктом 28 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 (далее - Положение о ПТС) в строке ПТС "4. Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)" указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, предусмотренной Конвенцией о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968.

При этом, поскольку категория транспортного средства, указанная в ПТС, должна соответствовать сведениям, указанным в одобрении типа транспортного средства, в пункте 28 Положения о ПТС указано, что в Приложении N 3 к Положению о ПТС предусмотрена Сравнительная таблица категорий транспортных средств (ТС) по классификации комитета по внутреннему транспорту европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и по классификации Конвенции о дорожном движении (далее - Сравнительная таблица), в соответствии с которой осуществляется перевод категории транспортных средств, указанных в одобрении типа транспортного средства, в категории транспортных средств, указываемых в ПТС по классификации Конвенции о дорожном движении.

В категории "С" согласно рассматриваемой Сравнительной таблице классифицируются следующие грузовые автомобили:

механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых более 3,5 т, но не превышает 12 т (отнесенные по классификации КВТ ЕЭК ООН к категории N 2);

механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых более 12 т (отнесенные по классификации КВТ ЕЭК ООН к категории N 3).

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 361 Кодекса ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от категории транспортных средств и мощности двигателя.

В то же время статьей 361 Кодекса ставки транспортного налога установлены применительно не к категории, а к типу транспортного средства, а именно на: автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и грузовые автомобили.

В соответствии с положениями статьи 362 Кодекса сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы (мощности двигателя транспортного средства в лошадиных силах) и налоговой ставки. При этом сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представляемых в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (то есть - подразделением ГИБДД МВД России), по формам, утвержденным приказом ФНС России от 17.09.2007 N ММ-3-09/536@, в которых предусмотрены такие показатели, как тип транспортного средства и назначение (категория) транспортного средства.

Из данной нормы Кодекса однозначно следует, что налоговые органы не наделены правом самостоятельно определять тип и (или) категорию транспортного средства, в связи с чем при исчислении суммы транспортного налога, подлежащей уплате по конкретному транспортному средству, ставка этого налога должна применяться налоговыми органами исключительно на основании и в соответствии с данными о типе и категории автомобиля, представленными подразделением ГИБДД МВД России.

Поскольку в рассматриваемом случае совокупность регистрационных данных, имеющихся по транспортному средству, не позволяет однозначно определить конкретный тип этого транспортного средства в целях налогообложения транспортным налогом, следует руководствоваться пунктом 7 статьи 3 Кодекса, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

В связи с наличием в ПТС противоречий в рассматриваемом случае налоговые органы вправе в целях уточнения категории и типа транспортного средства обратиться в компетентные органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств в соответствии с положениями Постановления N 938.

При получении уточненных сведений налоговый орган обязан внести необходимые изменения в базу данных, а также известить физическое лицо о выявленных (невыявленных) расхождениях и принятом решении.

 

Заместитель директора Департамента

А.В. Сазанов

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Объектом обложения транспортным налогом признаются, в частности, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке.

Автомототранспортные средства регистрируют подразделения ГИБДД МВД России. Регистрация производится на основании паспортов транспортных средств (ПТС). На зарегистрированный транспорт выдается соответствующее свидетельство. В нем отражена информация в т.ч. о типе и категории автомобиля.

В ПТС указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств Венской конвенции о дорожном движении от 08.11.1968. При этом она должна соответствовать категории в одобрении типа транспортного средства (ОТТС). Перевод категории из ОТТС в категорию по классификации Конвенции производится по Сравнительной таблице категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и классификации Конвенции (приказ МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 NN 496/192/134).

Так, в категории "С" классифицируются грузовые автомобили с максимальной массой свыше 3,5 т, но не более 12 т (по классификации КВТ ЕЭК ООН - категория N 2), а также максимальная масса которых превышает 12 т (по классификации КВТ ЕЭК ООН - категория N 3).

Ставки транспортного налога устанавливаются регионами в зависимости от категории транспорта и мощности двигателя. Вместе с тем НК РФ налоговые ставки определены не к категории, а к типу: на легковые и грузовые автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы.

Для расчета транспортного налога следует умножить налоговую базу (мощность двигателя в л.с.) на ставку налога. Инспекция исчисляет транспортный налог для физлиц на основании сведений регистрирующих органов установленной формы. В последних указываются тип и назначение (категория) транспортного средства.

Таким образом, налоговые органы не вправе самостоятельно определять тип и (или) категорию транспорта. Следовательно, при расчете суммы налога по конкретному транспортному средству инспекция должна применять налоговую ставку исключительно на основании данных о типе и категории автомобиля, представленных подразделением ГИБДД.

Если имеющиеся регистрационные сведения по транспортному средству не позволяют однозначно определить его тип, следует руководствоваться следующим. В силу НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов налогового законодательства толкуются в пользу налогоплательщика.

Если в ПТС есть противоречия, в целях уточнения категории и типа автомобиля налоговые органы могут обратиться в подразделение ГИБДД. Если инспекция получит уточненные сведения, она обязана внести изменения в базу данных, а также сообщить гражданину о выявленных расхождениях (их отсутствии) и принятом решении.


Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 28 октября 2013 г. N 03-05-06-04/45552


Текст письма официально опубликован не был